Рейтинг белорусских печатных СМИ

Институт социологии НАН Беларуси в 2019 году начал реализацию серии социологических замеров, направленных на изучение медиа предпочтений жителей Беларуси. Исследования СМИ (радио, телевидение, периодические издания) проводятся ежеквартально с помощью системы автоматизированного компьютеризированного телефонного интервью CATI.

Результаты проведенного опроса позволяют выявить предпочтения белорусов в выборе печатных СМИ (в опросе приняло участие 600 респондентов в возрасте от 18 лет).

Согласно полученным данным, с той или иной степенью регулярности газеты и журналы читают 84,0 % населения. Ежедневно к печатным СМИ обращается почти каждый пятый белорус (17,8 %), несколько раз в неделю – почти каждый третий (28,2 %). Один раз в неделю читают периодические издания 17,2 % человек, каждый пятый читает печатные издания реже чем раз в неделю – 20,0 % (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Частота обращения к печатным СМИ (в %)

 

Самыми популярными печатными изданиями в стране являются «СБ. Беларусь сегодня» и «Комсомольская правда в Беларуси» (23,5 % и 18,2 % соответственно), газета «Аргументы и факты в Беларуси» находится на третьем месте (17,2 %). Газету «Друг пенсионера» читают 10,0 % опрошенных (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Наиболее популярные периодические издания (в %)

 

Рейтинг подписок на печатные СМИ в целом соответствует рейтингу популярности печатных газет и журналов. Получают периодические издания по подписке 49,5 % респондентов. При этом каждый пятый из них выписывает газету «СБ. Беларусь сегодня». Подписываются на «Аргументы и факты в Беларуси» 13,8 %, на газету «Друг пенсионера» – 12,5 %, на «Комсомольскую правду в Беларуси» – 5,1 %.

Большинство респондентов (68,9 %) предпочитает обращаться к изданиям республиканского масштаба – тем, которые распространяются на всей территории Беларуси. Вместе с этим, более половины респондентов (57,3 %) читают районные газеты и журналы (такие как, например, «Березинская панорама», «Гомельская правда», «Вечерний Могилев» и др.). 11,9 % опрошенных читают международные печатные издания (распространяемые на территории нескольких стран ), еще 5,5 % респондентов – прессу зарубежных государств (издаваемые в других странах и не доступные к продаже на территории Беларуси) (рис. 3).

 

Рисунок 3 – Структура выбора печатных газет и журналов в зависимости от регионального распространения (в %)