Материал опубликован на информационно-аналитическом портале «Евразия.Эксперт».
Беседовала К. Волнистая.
Современное общество уже невозможно представить без интернета. Роль онлайн-сервисов и социальных сетей с каждым годом только возрастает, охватывая все новые сферы жизни людей. В то же время, с годами расширяется возрастной пул интернет-пользователей: становится все проще встретить в сети людей старшего поколения. О том, насколько активно используют интернет жители Беларуси и о том, как меняются предпочтения и привычки пользователей в зависимости от возраста, в интервью порталу «Евразия.Эксперт» рассказала научный сотрудник отдела экономической социологии Института социологии НАН Беларуси, магистр социологии Вероника Подвальская.
– Вероника Сергеевна, скажите, насколько активны жители Беларуси в сети Интернет?
– Прежде всего, хочу отметить, что согласно данным мониторинговых исследований Института социологии, популярность Интернета как источника информации в Беларуси довольна высока, и на протяжении последних трех лет варьируется в пределах 61‑71%. При этом число ежедневных пользователей глобальной сети по данным на апрель 2019 г. г. составило чуть более 63% от общего числа опрошенных.
Источник: социологическое исследование Института социологии НАН Беларуси (апрель 2019 г.)
Источник: социологическое исследование Института социологии НАН Беларуси (апрель 2019 г.)
Сегодня Интернет является не только источником получения информации, но и важным каналом для коммуникации, поскольку все большей популярностью пользуются такие ресурсы, как социальные сети, блоги, форумы, интернет-мессенджеры. Это подтверждают и данные социологических исследований.
Согласно результатам опроса, проведенного Институтом социологии в конце 2018 г., мессенджерами ежедневно пользуется каждый второй опрошенный, социальными сетями – около 45% респондентов.
Кроме того, каждый пятый респондент ежедневно читает новостные интернет-порталы, сайты; примерно такое же количество опрошенных смотрят (читают) блоги в Интернете. 17% жителей страны, принявших участие в опросе, ежедневно обращаются к интернет-порталам, сайтам широкой тематики, каждый десятый – к специализированным интернет-порталам, сайтам.
Источник: социологическое исследование Института социологии НАН Беларуси (декабрь 2018 г.)
– Какие социальные сети и платформы для обмена информацией наиболее популярны у белорусов?
– Если говорить о социальных сетях, то наиболее популярна среди населения соцсеть ВКонтакте – более 43% опрошенных пользовались ею на конец 2018 г. На втором месте находится сеть Одноклассники, число пользователей которой составило 36,6% от общего числа опрошенных. Далее следуют Instagram (27,8%) и Facebook (15,3%).
Источник: социологическое исследование Института социологии НАН Беларуси (декабрь 2018 г.)
Среди интернет-мессенджеров у жителей Беларуси особой популярностью пользуется Viber, доля пользователей которого на момент опроса составила 65,4% от общего числа опрошенных. Мессенджером Skype пользуется практически каждый пятый опрошенный. Завершают рейтинг популярных среди населения Беларуси программ для обмена сообщениями WhatsApp (17,6%) и Telegram (13,1%).
Источник: социологическое исследование Института социологии НАН Беларуси (декабрь 2018 г.)
Наиболее популярной площадкой для просмотра (прослушивания) блогов среди жителей страны являются YouTube, к ней обращается более трети опрошенных.
Источник: социологическое исследование Института социологии НАН Беларуси (декабрь 2018 г.)
– Как изменяется с годами численность аккаунтов, активных пользователей социальных сетей в Беларуси?
– В рамках исследований Института социологии социальные сети изучаются только с 2018 г. Согласно имеющимся данным, рейтинг популярных соцсетей на протяжении последних двух лет не претерпел изменений, число пользователей менялось незначительно. Но это небольшой промежуток времени, в рамках которого сложно говорить о каких-либо закономерностях и тенденциях.
– Как меняются предпочтения аудитории в отношении интернет-ресурсов в зависимости от возраста?
– Ожидаемо, что молодые люди в возрасте 16‑29 лет являются наиболее активными пользователями различных интернет-ресурсов. Так, например, доля ежедневных пользователей соцсетей в данной возрастной группе составляет чуть более 80%, в возрастной группе 30‑49 лет – уже менее 50%, а в старшей возрастной группе (50+) – всего 16,4%.
Если рассматривать мессенджеры, то число активных пользователей данного ресурса в старшей возрастной группе по сравнению с молодежью сокращается практически в 4 раза.
Подобная закономерность наблюдается и в отношении блогов (сокращение числа активных пользователей более, чем в 6 раз), а также интернет-порталов, сайтов различной тематики (уменьшение числа активных пользователей в 2‑3 раза). Таким образом, можно говорить о зависимости между возрастом и активностью использования интернет-ресурсов: чем старше человек, тем менее он активен в Интернете.
Источник: социологическое исследование Института социологии НАН Беларуси (декабрь 2018 г.)
Если обращаться к конкретным социальным сетям, то среди молодежи наиболее популярна соцсеть ВКонтакте – более 82% опрошенных пользуются ею. В возрастных группах 30-49 лет и 50 лет и старше чаще других используется соцсеть Одноклассники – 51,8% и 27,2% соответственно.
Источник: социологическое исследование Института социологии НАН Беларуси (декабрь 2018 г.)
Наиболее распространенной программой для обмена сообщениями среди респондентов всех возрастных групп является Viber, процент пользователей которой варьируется от 36,1% в возрастной группе 50 лет и старше до 89,4% в группе 16‑29 лет.
Источник: социологическое исследование Института социологии НАН Беларуси (декабрь 2018 г.)
Использование популярной платформы для просмотра (прослушивания) блогов – YouTube – также не имеет существенных возрастных различий.
Источник: социологическое исследование Института социологии НАН Беларуси (декабрь 2018 г.)
– Можно ли обозначить социально-демографический портрет пользователя социальных сетей в Беларуси?
– По результатам исследования 2018 г. можно говорить о том, что наиболее высока доля ежедневных пользователей соцсетей среди молодежи в возрасте 16‑29 лет (80,8%), людей с высшим образованием (53,5%), холостых/незамужних (73,5%), не имеющих детей (68,9%), жителей городов (48%).