Отношение населения страны к системе школьного образования

С целью изучения отношения населения Республики Беларусь к системе школьного образования Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси 21 июня – 11 июля 2023 года проведен телефонный опрос. Исследование проводилось во всех областных городах и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Целевая выборочная совокупность составила 900 респондентов в возрасте до 60-ти лет (ошибка выборки ±3,3 %).

 

Оценка системы школьного образования

Оценивая работу системы школьного образования Республики Беларусь, 71,7% граждан страны отозвались о ней в положительном ключе. Нейтрально к работе данной системы относится каждый пятый опрошенный (20,9%), отрицательно – всего 5,6%. Затруднились дать ответ 1,8% (см. рис. 1).

Рисунок 1. Распределение вариантов ответа на вопрос «Как Вы оцениваете работу системы школьного образования у нас в стране в целом?», в % от числа опрошенных

 

При этом, респондентам был задан вопрос о том, от чего, по их мнению, зависит уровень образовательной подготовки обучающегося. Самым важным участники опроса считают желание самого ребенка ответственно учиться (80,3%). На втором месте расположился уровень профессиональной подготовки педагогов (61,2%), а на третьем – стремление самих родителей дать ребенку образование (48,4%).

Опрошенные также обращали внимание на способности ребенка (42,4%), наличие возможности посещать бесплатно кружки/занятия по выбору (26,2%), уровень образования родителей ребенка (18,9%) и материальное благополучие семей в целом (14,1%). Вариант «Другое» выбрали 2,2% опрошенных. Затруднились с ответом 1,6% (см. рис. 2).

Рисунок 2. Распределение вариантов ответа на вопрос «Как Вы считаете, качество образования ребенка, прежде всего, зависит от…», в % от числа опрошенных

 

 Участие репетиторов в образовательном процессе

Более половины респондентов (60,0%), имеющих детей школьного возраста, указали, что их ребенок не посещает репетиторов. Обращаются к их помощи 39,6% опрошенных. Затруднились с ответом 0,4% (см. рис. 3).

Рисунок 3. Распределение вариантов ответа на вопрос «Посещает ли Ваш ребенок репетиторов или посещал ранее?», в % от числа опрошенных, имеющих детей школьного возраста

 

Из числа респондентов, дети которых посещали репетиторов, 79,2% обращались к ним для общей подготовки к школьным занятиям, 17,5% практиковались в решении заданий централизованного тестирования, 9,3% совершенствовали знания к централизованному экзамену, 7,7% была необходима помощь в подготовке к внутренним вступительным экзаменам при поступлении в учреждения высшего образования. Вариант «Другое» выбрали 2,7% опрошенных (см. рис. 4).

Рисунок 4. Распределение вариантов ответа на вопрос «Ваш ребенок посещает или посещал репетиторов для…», в % от числа опрошенных, дети которых посещают репетиторов

 

Среди родителей, имеющих детей школьного возраста, 54,3% планируют найти репетитора в период подготовки к централизованному экзамену или тестированию. Не планируют пользоваться услугами репетиторов 26,0% родителей. Затруднились с ответом 19,7% опрошенных (см. рис. 5).

Рисунок 5. Распределение вариантов ответа на вопрос «Планируете ли Вы обратиться к репетиторам во время подготовки к централизованному экзамену и тестированию?»,
в % от числа опрошенных, имеющих детей школьного возраста

 

Отношение к итоговой аттестации

По мнению 42,3% респондентов подготовка к централизованному тестированию и экзаменам должна начинаться раньше 9-го класса. В то же время, 34,2% считают именно 9-ый класс той отправной точкой, с которой ее следует начинать. 10-ый класс видится подобным рубиконом для 14,8% респондентов. Лишь 3,2% полагают, что подготовку следует начинать с переходом в выпускной (11-ый) класс. Вариант «Другое» предпочли 2,8% опрошенных. Затруднились с ответом на вопрос 2,7% (см. рис. 6).

Рисунок 6. Распределение вариантов ответа на вопрос «На Ваш взгляд, когда нужно начинать готовиться к централизованному тестированию и централизованным экзаменам?», в % от числа опрошенных

 

Оценки участников опроса относительно влияния замены 4-х выпускных экзаменов 2-мя централизованными распределились следующим образом: 27,8% опрошенных полагают, что это приведет к увеличению нагрузки на обучающихся; 23,6% считают, что такая замена никак не повлияет на нагрузку учащихся; 21,8% убеждены, что подобные изменения приведут к ее уменьшению. Затруднения данный вопрос вызвал у 26,8% опрошенных (см. рис. 7).

Рисунок 7. Распределение вариантов ответа на вопрос «На Ваш взгляд, замена 4-х выпускных экзаменов 2-мя централизованными экзаменами…», в % от числа опрошенных

 

В ходе опроса были получены следующие мнения респондентов о форме расчета итоговых оценок за централизованный экзамен: 53,1% полагают, что более приемлем вариант без перевода баллов в тестовые, когда у каждого задания имеется их заранее известное фиксированное количество и только 12,8% опрошенных считают, что предпочтительнее практиковать перевод первичных баллов в тестовые (изменение «стоимости» вопросов в зависимости от того как много экзаменуемых ответят на них тем или иным образом). Не смогли дать ответ на данный вопрос 34,1% участников опроса (см. рис. 8).

Рисунок 8. Распределение вариантов ответа на вопрос «Какая форма расчета итоговых оценок централизованного экзамена Вам кажется наиболее правильной?», в % от числа опрошенных

 

С возможностью проведения централизованного экзамена непосредственно по месту обучения учащихся, в случае сохранения такой формы аттестации, согласились 68,3% опрошенных. Высказались отрицательно – 22,0%. Затруднились с ответом 9,7% (см. рис. 9).

Рисунок 9. Распределение вариантов ответа на вопрос «Как Вы считаете, можно ли в будущем проводить централизованный экзамен непосредственно в школе обучения выпускника?», в % от числа опрошенных

 

Оценка отдельных аспектов вступительной кампании

Мнения опрошенных о том, каким образом необходимо проводить отбор в учреждения высшего образования, распределились следующим образом: за возвращение школьных экзаменов и замену централизованного тестирования на классические вступительные экзамены выступили 30,0% респондентов. Также поддерживают возвращение экзаменов по окончанию школы, но с сохранением централизованного тестирования, 21,2% участников опроса. Считают, что необходимо объединить школьные экзамены со вступительными экзаменами 16,7% респондентов. Только каждый десятый участник опроса (11,7%) выступает за то, чтобы оставить централизованный экзамен и централизованное тестирование. Полагают, что необходимо заменить все централизованные тестирования на централизованные экзамены 8,7% опрошенных. Вариант «Другое» выбрали 2,0% респондентов. Затруднение вопрос вызвал у 9,8% (см. рис. 10).

Рисунок 10. Распределение вариантов ответа на вопрос «По Вашему мнению, как должен осуществляться отбор в высшее учебное заведение (вуз)?», в % от числа опрошенных

 

На вопрос о льготах для отдельных категорий абитуриентов были получены следующие ответы: льготы при поступлении в учреждения высшего образования следует предоставлять детям-сиротам – 27,4%, детям-инвалидам – 22,2%, детям из многодетных семей – 22,1%, победителям областных, республиканских и международных олимпиад и конкурсов – 21,7%, золотым медалистам – 15,4%, детям из малообеспеченных семей – 10,1%, отличникам учебы – 9,3%, детям из неполных семей – 9,2%, выпускникам сельских школ – 7,0%, обучающимся с хорошей успеваемостью – 3,6%, детям из Чернобыльской зоны – 1,8%. При этом, 13,6% ответивших отметили, что все должны поступать на равных условиях, то есть не нужно никаких льгот. Варианты «Другое» и «Затрудняюсь ответить» набрали 9,4% и 10,2% соответственно (см. рис. 11).

Рисунок 11. Распределение вариантов ответа на вопрос «Как Вы считаете, какие категории школьников (абитуриентов) должны иметь льготы при поступлении в высшие учебные заведения?», в % от числа опрошенных

 

Государственная система поддержки одаренных детей

О существующей в Беларуси государственной системе поддержки одаренных детей имеет некоторое представление 38,8% опрошенных (см. рис. 12). Ничего о ней не знают 34,7% респондентов. Имеют полное представление 26,0% граждан, принявших участие в опросе. Затруднились с ответом 0,5%.

Рисунок 12. Распределение вариантов ответа на вопрос «Знаете ли Вы что-либо о государственной системе поддержки одаренных детей?», в % от числа опрошенных

 

Среди тех опрошенных, которые четко знают о государственной системе поддержки одаренных детей либо что-то о ней слышали, положительно оценивают ее 81,6%. Нейтрально к этой системе относятся 11,8% респондентов, а отрицательно – лишь 1,0% населения. Затруднились с ответом 5,6% опрошенных (см. рис. 13).

Рисунок 13. Распределение вариантов ответа на вопрос «Как Вы оцениваете качество государственной системы поддержки одаренных детей?», в % от числа опрошенных, имеющих представление о системе государственной поддержки одаренных детей

 

Единые элементы одежды и школьная форма

Большинство белорусов так или иначе положительно относятся к введению единых элементов школьной одежды в учреждениях образования (жилетка, галстук, значок и т.д.): об этом заявили 70,4% опрошенных. В той или иной степени отрицательно относятся к данному новшеству 26,9% респондентов. Затруднились с ответом всего 2,7% (см. рис. 14).

Рисунок 14. Распределение вариантов ответа на вопрос «Как Вы относитесь к введению единых элементов школьной одежды для учреждения образования (жилетка, галстук, значок и т.д.)?», в % от числа опрошенных

 

На более конкретный вопрос относительно введения обязательной школьной формы для всех учащихся 69,7% опрошенных ответили, что поддерживают данное предложение. Отрицательно отнеслись бы к такому нововведению 28,6% респондентов. Затруднились с ответом 1,7% участников опроса (см. рис. 15).

Рисунок 15. Распределение вариантов ответа на вопрос «Поддерживаете ли Вы введение обязательной школьной формы?», в % от числа опрошенных

 

Респондентам, ответившим отрицательно на вопрос о поддержке введения единой школьной формы, было предложено пояснить причины такого отношения. По мнению участников опроса, ключевой причиной служит неудобство такой одежды для повседневной носки (32,3%). Помимо этого, отмечалась не устраивающая стоимость предполагаемой формы (24,1%), претензии к ее дизайну (15,2%) и качеству материала (12,5%). Кроме того, вариант «Другое», где предлагалось внести свой вариант ответа, выбрали 47,9% опрошенных, которые указали на ущемление индивидуальности каждого ребенка (13,6%), важность обеспечения права выбора для детей (12,1%), пригодность обычного классического делового стиля для подобных целей (7,0%) и то, что вопрос формы никак не повлияет на успехи в обучении (5,4%). Затруднились дать ответ 5,1% респондентов (см. рис. 16).

Рисунок 16. Распределение вариантов ответа на вопрос «Почему Вы не поддерживаете введение обязательной школьной формы?», в % от числа опрошенных, которые не поддерживают введение единой школьной формы