Александр Бельский: Все эти сомнения и копания приближают нас к истине

У нашего сегодняшнего героя есть не только первые весомые шаги в науке, но и определенный опыт, с которым он делится со своими младшими коллегами. Поэтому неслучайно премия имени академика В.М. Игнатовского для молодых ученых Национальной академии наук Беларуси 2023 года присуждена Александру Бельскому, заведующему Центром оперативных исследований Института социологии НАН Беларуси, кандидату социологических наук, – за цикл работ, посвященный новым стратегиям социологического исследования для выявления, оценки и противодействия деструктивным информационным вбросам. О результатах этого исследования и нюансах работы социолога говорим ниже.

– Александр, ваша профессия предполагает чаще спрашивать, но сегодня вы в роли держащего ответ. И в первую очередь хочется спросить: что предполагает профессия ученого-социолога? Какими надо обладать знаниями, компетенциями? К чему быть готовым?

– Убежденность в том, что ученый-социолог – это тот, кто «чаще спрашивает» – один из многих стереотипов, которые бытуют в обществе касательно моей профессии. Непосредственно опрос, как метод сбора информации, это важный этап реализации исследования, так называемый «полевой этап», но предварительно происходит погружение в изучаемую проблематику и это скрупулезное, комплексное изучение множества источников информации, выдвижение определенных гипотез, выделение исчерпывающего количества индикаторов, которые реально могли бы быть использованы в рамках инструментария исследования, учет того, чтобы они были корректны и измеримы. Этот подготовительный этап занимает довольно продолжительное время, невидим окружающими, а на его выходе мы имеем привычную всем анкету, но это далеко не всегда анкета, ведь может быть и бланк для социологического интервью, и сценарий фокус-групповой дискуссии, и кодировочная матрица для контент-анализа, и карточка фиксации для социологического наблюдения, причем это только самое привычное, что может быть разработано, к тому же, использоваться в комбинировании и сочетании, если того требует специфика исследования. Я обзорно затронул уже многие аспекты реализации социологического исследования, но ведь необходим еще и анализ генеральной совокупности, построение проекта выборочной совокупности, т.е. микромодели на ее основе, что совершается в четком следовании жестким стандартам методологии. Данные нужно собрать, далее проверить их качество, обработать, проанализировать и прийти к определенным выводам и рекомендациям по коррекции ситуации. Процесс ответственный, только четкая и слаженная работа всех сотрудников как единого организма позволяет все это реализовать в срок и на высоком уровне, за что я очень благодарен каждому сотруднику Центра оперативных исследований, которым руковожу, т.к. результат, которым удовлетворены не только мы сами, но и непосредственный заказчик, это частичка труда каждого, которая во взаимосвязи с другими становится целостным качественным продуктом.

Социология – уникальная наука. Социальность есть во всех процессах, что объясняет некоторую претензию социологии на экспансию в плане понимания, объяснения и прогнозирования развития общества. Одновременно с этим, социология – это постоянно рефлексирующее знание, не только проблематизирующее окружающую действительность, но и саму себя. Ни одна теоретическая рамка, ни один метод не может дать нам исчерпывающий результат. Именно поэтому знания необходимо постоянно актуализировать, как и компетенции. Социология не позволяет закостенеть. Нужно постоянно чувствовать то, чем живет общество, вместе с этим иметь возможность абстрагироваться, перейти на метатеоретический уровень, т.е. «распредметиться», чтобы четче и объективнее определить предмет предстоящего исследования, необходимую исследовательскую рамку и метод. Это постоянный поиск, это постоянные сомнения, которые как раз и позволяют достичь нужного результата. То, что я описал, представляет социологию, уже достаточно устоявшуюся среди гуманитарного направления науку, как подростка с богатым внутренним миром, который пытливо изучает все вокруг, стремится найти ответы на волнующие вопросы, понять происходящее, а также понять еще и самого себя. За счет этого, несмотря на свой статус, социология всегда будет вечно молодой наукой, как и те, кто искренне ей занимается. В этом и есть ее особая притягательность, которая, наверное, и приманивает к социологии все новых и новых исследователей.

– Исследование, за которое вам присуждена премия, посвящено СМИ, вбросам, фейкам. Расскажите о нем чуть подробнее, каких удалось добиться результатов.

– В рамках данного исследования я предложил методологическую стратегию анализа информационного пространства. Путь к ее построению также исходил из того, насколько объективные данные мы можем получить и предоставить, и как в целом повысить валидность исследования. Для этого апробировалась стратегия комбинирования и сочетания качественных и количественных методов исследования, в ряде случаев по принципу параллельности их осуществления, где-то в последовательности, для дополнения друг друга и возможности реализовать многоступенчатую верификацию первичной социологической информации. Есть определенные особенности жизни информационного пространства, сроки актуальности новостной повестки и пути их пролонгации. Разработанная стратегия позволяет выявить информационное событие-триггер как условно нейтральное событие общественной жизни, получающее значимый интерпретационный дискурс в медиапространстве и способное оказывать потенциальное влияние на аудиторию для последующей работы и оценки их.

– В вашем активе немало социологических исследований. А какое стало самым запоминающимся и почему? От чего может получать драйв социолог в своей профессии?

– Я как-то всегда выстраивал работу для себя в таком формате, чтобы найти в любом проекте, даже самом рядовом, какое-то исключительное для себя его свойство, которое предопределило бы мой интерес к нему. Пытка – это делать то, что ты воспринимаешь как рутину или какое-то спущенное на тебя обязательство, которое сброшено свыше и ты стремишься его завершить, «отряхнув руки». На данный момент действовать по намеченному алгоритму получается. В этом году очень много актуальных и разноплановых проектов. Центр оперативных исследований не только в мониторинговом режиме изучает динамику общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране, но и проводит тематические исследования по самым актуальным вопросам – развитие системы образования (затронут аспект итоговой аттестации), отношение населения к системе здравоохранения (с учетом стратегий вакцинации), особенности жизни пожилых людей (принимая во внимание актуальный вопрос реализации мошеннических схем), уровень инклюзии к людям с инвалидностью и прочее. Особый интерес всегда, вероятно, вызывают специфические целевые группы респондентов. В этом году таковыми стали пациенты с диагнозом туберкулез, медперсонал, который занимается их лечением, близкое окружение – доступность респондентов для контакта – это определенный вызов для исследователей, который мы выдержали и достигли результатов. Помимо этого, отдельное исследование реализовано в рамках изучения предпринимательской активности женщин в сельской местности. Масштабный и важный для достижения Целей устойчивого развития проект. Интересным опытом я бы назвал некоторое возвращение к истокам, т.е. организацию опросов трудовых коллективов ведущих предприятий страны. Каждый социолог помнит из курса социологии труда или истории социологии в целом разделы про «заводскую социологию», когда социолог выбирается на реальное предприятие, в цеха, изучает удовлетворенность трудом и запросы заводчан. Анкеты в масле и саже – это тоже романтика нашей профессии.

– Непредсказуемые ответы были? А неожиданные результаты?

– Здесь я бы хотел затронуть принципиально важный вопрос. Очень важно, чтобы социолог, получив «непредсказуемый» результат, не стал бы его «предсказуемо» описывать. Тест на профессиональную деформацию в профессии – это использование сугубо устоявшихся клише, единых методов и рамок для всей изучаемой проблематики. Важно понимать, что мы все часть этого социального мира и социологу важно уметь немного отойти в сторону, взглянуть оттуда на происходящее и принять решение без личностной окраски. В этом профессионализм. При этом социологи – живые люди и нам также бывают неприятны, просто по-человечески, какие-то результаты, нас может что-то огорчать, но это никоим образом не должно сказываться на объективности предоставляемой информации. Но есть и то, что должно возмущать и о чем нельзя молчать – это нарушение методических процедур реализации исследования с последующей трансляцией некорректных результатов. Социолог должен быть в ответе за каждую цифру и каждый произведенный им вывод. Именно поэтому и происходит постоянная внутренняя саморефлексия социолога о себе, науке, себе в науке: правильный ли метод я выбрал, достоверны ли мои результаты, в праве ли я транслировать это знание… Все эти сомнения и копания приближают нас к истине.

– Есть ли у вас любимая (или близкая по духу) цитата о социологии или социологах?

– Все знакомые знают, что мне импонирует драматургический подход к описанию социальной действительности Ирвинга Гофмана, но цитата всегда приходит на ум только одна «результат – это 10% вдохновения и 90% упорного труда». Ничего нельзя получить просто так, ко всему нужно приложить усилия, каким бы ты ни был гениальным или креативным социологом, любой нетривиальный или тривиальный дизайн социологического исследования нужно воплотить, а это большой труд, это много нюансов и деталей, которые нужно учесть, не упустить, перепроверить. Это актуально для любой сферы и тем приятнее результат, когда ты понимаешь, что он не упал на тебя с неба.

– Если говорить о профессиональных целях на ближайшее будущее, то это …

– Мы говорим с Вами в завершении календарного года и главная профессиональная цель сейчас, как руководителя, проследить за тем, чтобы все проекты были успешно завершены, чтобы каждый сотрудник, который в них задействован, не был обделен, чтобы прошли все выплаты нашей широкой республиканской опросной сети, без которой мы не смогли бы в срок и на высоком уровне реализовать такое количество масштабных и непростых исследований. Когда все это будет организовано, тогда уже можно будет задуматься о будущем. Но обычно возникают новые задачи, которые снова захватывают. Возможно в этом есть свою плюсы, потому что говорить о целях и планах глупо, как и делать долгоиграющие прогнозы в этом пластичном этапе современности, лучше говорить о результатах и двигаться дальше, стараясь достойно решать новые задачи.

 

Беседовал Сергей Дубовик, газета «Навука».

Фото из архива Института социологии.

По материалам газеты «Навука».

Цифровой выпуск газеты «Навука».