Безопасность дорожного движения в оценках населения

В последнее воскресенье октября традиционно отмечают профессиональный праздник работников автомобильного транспорта. Мобильность, надежность, безопасность – критерии, которые для водителей и работников дорожных служб являются основными при управлении транспортным средством, контроле его технического состояния, а также организации дорожного движения и проектировании дорог. Кроме этого, высокое качество дорог влияет на разработку новых логистических маршрутов, служит гарантией торговых связей и развитию транспортной сети.

В рамках создания системы мониторинга общественного мнения в области дорожного движения и обеспечения его безопасности Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 3 квартале 2024 года был проведен телефонный опрос. Исследование проводилось во всех областных городах и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Выборочная совокупность составила 900 респондентов (ошибка выборки ± 3,3 %).

Согласно результатам проведенного исследования, каждый четвертый опрошенный чувствует безопасность на дороге, поскольку никогда не сталкивался с нарушениями дорожного движения как водитель или пешеход (28,5 %), каждый второй сталкивался с ними редко (51,2 %), тогда как часто становились свидетелями нарушений ПДД (правил дорожного движения) всего 17,9 %. Затруднились ответить 2,4 % (рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы сталкиваетесь с нарушением безопасности дорожного движения как водитель или пешеход?», %

Каждый второй участник исследования, столкнувшийся с нарушением безопасности дорожного движения, отмечает, что опасность на дороге создают сами водители, нарушая правила дорожного движения (49,1 %), более трети указали на нарушение правил дорожного движения непосредственно пешеходами (35,3 %). Трое из десяти опрошенных отметили существование низкого уровня культуры поведения на улицах и дорогах как у водителей, так и у пешеходов – 31,3 %. Практически каждый пятый указал на низкое качество дорожной инфраструктуры (17,5 %), отметил наличие автомобильных пробок, перекрытие дорожного движения (14,1 %). Другие варианты ответа указали 5,8 % опрошенных. Затруднились ответить 9,3 % (рисунок 2).

По полученным данным, мужчины чаще сталкиваются с нарушением правил дорожного движения пешеходами, чем женщины (39,7% и 31,0 %). Вместе с этим, женщины немного чаще мужчин отмечают низкий уровень культуры поведения на улицах и дорогах всех субъектов дорожного движения (33,3 % и 29,3 % соответственно).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос
«С чем лично Вам приходилось сталкиваться?», % от числа респондентов, которые сталкивались с нарушениями безопасности дорожного движения как водители или пешеходы

В рамках опроса участникам было предложено оценить, насколько они удовлетворены работой сотрудников государственной автомобильной инспекции (ГАИ). По полученным данным, абсолютное большинство опрошенных (77,0 %) удовлетворены работой ГАИ в своем населенном пункте, неудовлетворенность отмечают 4,6 %. Затруднились ответить 18,4 % (рисунок 3). Примечательно, что мужчины отмечают удовлетворенность работой ГАИ в своем населенном пункте чаще, чем женщины (81,3 % и 73,3 % соответственно).

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста, Ваш уровень удовлетворенности работой сотрудников государственной автомобильной инспекции (ГАИ) в Вашем населенном пункте?», %

Качество дорожной инфраструктуры оказывает влияние на удовлетворенность населения возможностью передвижения в населенном пункте. Участникам опроса было предложено оценить обеспеченность элементами инфраструктуры в своем населенном пункте по шкале от 1 до 5, где 1 – совершенно не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен. По полученным данным, оснащенность дорожными знаками и пешеходными переходами была оценена респондентами на 4,6 балла, организация дорожной разметкой – 4,5 балла, наличие светофоров – 4,4 балла, размещение «лежачих полицейских», оборудованность пешеходных зон (тротуаров), освещенность дорог и мест перехода – 4,2 балла. Наименьший уровень удовлетворенности зафиксирован в отношении стоянок автотранспорта – 3,9 балла и велосипедов/ самокатов – 3,8 балла, а также выделенными зонами для велосипедов/ самокатов – 3,6 балла (рисунок 4).

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста, удовлетворенность элементами дорожной инфраструктуры в Вашем населенном пункте, по шкале от 1 до 5, где 1 – совершенно не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен?»

В качестве меры, способствующей повышению уровня безопасности на дорогах, более четверти участников исследования указали улучшение дорожной инфраструктуры (28,1 %) и усиление контроля со стороны правоохранительных органов за водителями и пешеходами (28,0 %). Каждый четвертый отметил эффективность проведения информационно-просветительских мероприятий (24,5 %), а каждый пятый – увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения (22,0 %). Немного реже респондентами отмечалось ужесточение требований для получения водительского удостоверения (15,5 %). Другие меры указали 9,3 % опрошенных. Среди них упомянуты личная ответственность и дисциплина участников движения, особое регулирование перемещения электросамокатов и велосипедов, а также повышенное внимание к вопросам безопасности при воспитании подрастающего поколения. Затруднились ответить 13,9 % (рисунок 5).

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «По Вашему мнению, какие меры могут способствовать повышению уровня безопасности на дорогах», %

Стоит отметить, что ужесточение требований для получения водительского удостоверения является более эффективной мерой повышения уровня безопасности на дорогах скорее по мнению женщин, чем мужчин (18,6 % и 11,8 % соответственно). Тогда как мужчины чаще, чем женщины, отмечают, что формированию безопасности на дороге способствует улучшение дорожной инфраструктуры (33,2 % и 23,7 % соответственно).

Центр оперативных исследований