Институт социологии Национальной академии наук Беларуси ежегодно проводит оценку читательских предпочтений населения страны. Опрос проводился в 2024 году во всех областных городах и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Метод исследования – телефонный опрос на основе компьютеризированной системы CATI ASSO, которая позволяет осуществлять отбор респондентов в любом регионе страны, проводить тщательный контроль за ходом исследования, проверять результативность любого звонка. Объем выборочной совокупности составил 900 респондентов (ошибка выборки ± 3,3 %). В качестве респондентов выступили граждане в возрасте от 18 лет и старше, читающие книги (к категории читателей себя относит практически каждый пятый житель нашей страны – 18,9 %).
По результатам исследования, каждый третий опрошенный обращается к чтению на ежедневной основе (34,3 %) или несколько раз в неделю (33,7 %). Несколько раз в месяц читают книги 20,9 % участников опроса, а несколько раз в год – 6,6 %. Раз в год и реже чтение как способ проведения досуга выбирают 2,8 % опрошенных. Затруднились с ответом 1,7 % респондентов (рисунок 1).
Важнейшим стимулом к чтению книг среди опрошенных выступает получение удовольствия от этого процесса (61,8 %). Существенной причиной также является стремление к самообразованию (40,3 %). Для каждого пятого чтение – профессиональная необходимость (19,6 %) или способ занять свободное время (19,4 %). К литературе по учебной необходимости опрошенные обращаются в 9,2 % случаев. Другие варианты указали 9,3 % участников опроса. Затруднились с ответом 0,7 % респондентов (рисунок 2).
Приобщение к практикам книгочтения у более трети опрошенных (36,8 %) произошло под влиянием родителей. Каждый четвертый указал, что стимулом выступила собственная инициатива (27,4 %) или воздействие учителей (23,3 %). Также на интерес к литературе повлияли друзья (5,6 %), бабушки/дедушки (4,7 %), другие родственники (4,3 %), братья/сестры (3,8 %), коллеги по работе и учебе (3,7 %). Другие варианты отметили 4,9 % респондентов. Затруднились ответить на данный вопрос 5,9 % опрошенных (рисунок 3).
В рамках опроса участникам было предложено указать то количество книг, которое они в среднем прочитали за прошедший год. Ответы на вопрос были сгруппированы в интервалы. В течение 2023 года 18,2 % опрошенных прочли от 1 до 3 книг, тогда как 17,0 % – от 8 до 10 книг, а 14,3 % – от 4 до 7 книг. От 11 до 40 книг прочитали 12,8 % участников опроса, более 40 книг – 8,2 %. Ни одной книги в прошлом году не прочитали 17,0% опрошенных (рисунок 4).
По данным проведенного исследования, 37,0 % опрошенных предпочитают произведения современных авторов, 30,1 % отдают предпочтение классической литературе, а в равной степени выбирают как современных авторов, так и классиков 26,0 % опрошенных. Затруднились ответить 6,9 % читателей (рисунок 5).
Участникам исследования было предложено сравнить количество прочтенных книг 5-10 лет назад с таковым в настоящее время. Каждый второй опрошенный (51,0 %) признал, что в данный момент читает меньше, чем ранее, тогда как почти каждый третий (30,4 %) указал, что количество прочитанных книг возросло. При этом только 17,7 % не отметили существенных изменений, а затруднились ответить 0,9 % респондентов (рисунок 6).
Практически каждый второй участник опроса (47,6 %) указал, что среди прочитанных книг есть белорусскоязычные. Вместе с этим, 52,4 % опрошенных заявили, что не читают книг, изданных на белорусском языке (рисунок 7).
Только каждый пятый (21,9 %) участник опроса отметил, что читает произведения современных белорусских писателей, об обратном заявили 78,1 % опрошенных (рисунок 8).
В ходе исследования участникам было предложено указать то, чего, на их взгляд, не хватает белорусским авторам. Смогли выделить конкретные аспекты только 23,9 % участников опроса. Белорусские читатели отметили, что современным авторам не хватает эффективной рекламы их произведений, актуальности сюжета, его приближенности к реальности, правдивости и доступности (рисунок 9).
Абсолютное большинство белорусов (81,8 %) предпочитают печатный формат книжной продукции. Более современные форматы не получили широкого распространения: электронные книги выбирают в 12,1 % случаев, аудиокниги – в 4,3 %. Затруднились ответить 1,8 % участников опроса (рисунок 10).
В пользу тезиса о распространенности традиционных читательских практик свидетельствуют данные, полученные из ответов на вопрос о возможности замены печатных книг электронными. Скептически к данному утверждению отнеслись 62,0 % опрошенных. Почти каждый третий (31,6 %) не отрицает такую вероятность, тогда как затруднились ответить 6,4 % (рисунок 11).
При выборе книги каждый второй опрошенный (54,4 %) ориентируется на ее жанр, каждый четвертый – на известность автора или самого произведения (25,2 %), а также мнение родных, близких и знакомых (22,8 %). Реже стимулами выбора литературы являются рецензии и мнение специалистов (9,8 %), дизайн и язык, на котором написана книга (по 5,4 %), реклама (3,7 %), наличие международных или республиканских премий у издания/автора (2,3 %), а также стоимость фолианта (1,8 %) и известность издательства (1,4 %). Другие аспекты отметили 17,7 % участников опроса, среди них аннотация и содержание книги, отзывы других читателей, а также собственный интерес. Затруднились ответить 4,1 % опрошенных (рисунок 12).
Среди источников информации о книжных новинках самым востребованным является контент сети Интернет (44,6 %). Каждый пятый (22,0 %) при выборе книжных новинок ориентируется на мнение знакомых и друзей. Информацию о новых изданиях читатели получают при посещении книжных магазинов (16,3 %), а также из средств массовой информации (11,8 %), от родственников (10,3 %) и коллег по учебе/работе (6,6 %). Реже всего информацию о новинках читатели получают при посещении книжных фестивалей/ярмарок (4,3 %), от литературных критиков и книжных блогеров (4,1 %), а также от издательств (2,4 %). Другие варианты получения информации о книжных новинках указали 18,8 % участников опроса, основной из них – советы работников библиотеки. Затруднились с ответом 7,1 % опрошенных (рисунок 13).
Художественная литература пользуется популярностью у белорусских читателей в абсолютном большинстве случаев (80,4 %). Вдвое ниже интерес к историческим произведениям (40,1 %). В меньшей степени белорусские читатели обращаются к психологической (18,8 %), научно-популярной (17,7 %), религиозной (16,0 %) и учебно-образовательной (15,9 %) литературе. Научные издания вызывают интерес у 11,3 % участников опроса, а публицистические – у 7,3 %. Другие жанры литературы предпочитают 4,1 % белорусских читателей. Затруднились с ответом 0,7 % опрошенных (рисунок 14).
Практически каждый второй (48,7 %) участник опроса указал, что приобретает литературу традиционным способом, то есть в книжном магазине. Вместе с этим 29,6 % предпочитают покупку книг уже в интернет-магазинах. Реже белорусским читателям характерно приобретение книг «с рук» (5,8 %) или через посещение аукционов и торговых площадок (4,0 %). Другие способы приобретения книг обозначили 5,1 % участников опроса. Затруднились ответить 0,1 % опрошенных. При этом 29,9 % респондентов заявили, что не приобретают книги (рисунок 15).
По данным исследования, 28,1 % участников опроса в течение прошлого года приобрели от 3 до 5 книг. Почти каждый пятый пополнил домашнюю библиотеку на 6-10 изданий (18,1 %) или всего на 1-2 книги (16,3 %). Купить от 11 до 15 книг удалось 4,0 % белорусов, от 16 до 20 книг – 8,2 %, а более 21 книги – 7,1 %. За прошлый год только 12,8 % участников исследования не приобрели ни одной книги (рисунок 16).
Среди причин, по которым участники опроса не приобретают книги, большинство ответивших указали пользование общественной (61,7 %) и домашней (42,0 %) библиотеками. Четверть белорусских читателей обменивается книгами с друзьями и знакомыми, или использует бесплатные онлайн-ресурсы (по 26,0 %). Существенным фактором, препятствующим покупке книг, выступает их стоимость (25,7 %). Реже причинами назывались нехватка пространства для хранения книг дома (6,3 %), недостаток времени для ознакомления с новинками (4,8 %), высокое разнообразие выпускаемой литературы и трудности выбора (по 1,9 %). Другие обстоятельства указали 7,1 % участников опроса (рисунок 17).
Практически каждый третий читающий белорус (32,4 %) насчитал в своей домашней библиотеке до 50 книг. Почти каждый четвертый оценивает фонд домашней библиотеки в 50-100 экземпляров (22,9 %), а практически каждый пятый может похвастаться наличием в домашнем пользовании от 101 до 200 изданий (18,4 %). Реже общее количество книг в семейной библиотеке может достигать 201-500 единиц (15,1 %) или более 500 (6,1 %). Затруднились ответить 2,1 % участников опроса. При этом только 3,0 % опрошенных указали, что не имеют домашней библиотеки вовсе (рисунок 18).
Исходя из полученных данных, родители каждого третьего опрошенного (35,7 %) обладали более широким фондом домашней библиотеки, чем у них сейчас. Родные каждого пятого (19,6 %) имели собственные книги, но их совокупное количество не превышало то, которое имеется у участников опроса в настоящее время. Объем домашней библиотеки, схожий с родительским, имеется у 11,2 % читающих белорусов. Затруднились ответить 1,8 % респондентов. Вместе с этим, у родителей почти каждого третьего участника опроса не было домашней библиотеки (31,7 %) –рисунок 19.
Большинство опрошенных (69,6 %) отмечают, что и сейчас обращаются к родительской домашней библиотеке. Почти каждый третий (30,3 %) указал обратное. Затруднились ответить 0,1 % участников опроса (рисунок 20).
Практически каждый второй участник опроса (49,6 %) посещал библиотеку в прошлом году, не посещали – 50,2 %. Затруднились ответить 0,2 % опрошенных (рисунок 21).
Большинство опрошенных (64,3 %) указали, что читают книги своим детям или внукам. Не читают – 34,6 %. Затруднились ответить 1,1 % ответивших (рисунок 22).
Участники исследования, в семьях которых есть несовершеннолетние дети или внуки, в абсолютном большинстве случаев (78,0 %) выразили заинтересованность в том, чтобы они читали больше литературы на белорусском языке. Обратной позиции придерживаются 10,9 % респондентов. Затруднились ответить 11,1 % опрошенных (рисунок 23).
Каждый второй опрошенный (51,4 %) считает, что повысить интерес к чтению у детей помогает совместное прочтение книг с детьми и внуками. Эффективной мерой отмечается личный пример родителей и других родственников (45,4 %). Практически каждый четвертый указывает, что на интерес к чтению у детей оказывают влияние типографское оформление книги (22,8 %), а также пример сверстников и друзей (22,1 %). Формирует приверженность к читательским практикам посещение библиотеки, что отметил практически каждый пятый опрошенный (18,7 %). Роль в формировании культуры чтения у детей также играют: аннотация книги (10,3 %), рекомендации друзей, знакомых и блогеров (8,7 %). Другие варианты указали 15,3 % опрошенных. Затруднились ответить 5,9 % респондентов (рисунок 24).
Назвать наиболее интересных для себя писателей смогли 73,2 % опрошенных. При этом 26,8 % затруднились с ответом на данный вопрос. Наиболее интересными для себя авторами участники исследования назвали А. Пушкина, Л, Толстого, М. Булгакова, а также Ф. Достоевского.
Отдельно были уточнены предпочтения читателей в белорусской литературе, что смогли сделать 57,2 % респондентов. Наиболее интересными национальными авторами оказались Я. Колос, В. Короткевич и Я. Купала. Также были упомянуты И. Шамякин и В. Быков. Затруднились ответить 42,8 % участников опроса.
Центр оперативных исследований