Центр оперативных исследований Института социологии Национальной академии наук Беларуси в рамках сотрудничества с Министерством информации Республики Беларусь 12 марта 2025 года провел уже третий оперативный опрос посетителей Минской международной книжной выставки-ярмарки (руководитель исследования – Александр Бельский). Методом CAPI (информационная система персонального онлайн-интервьюирования, при которой интервьюер использует планшет или мобильный телефон, а данные поступают в электронную базу в режиме реального времени с автоматизированной системой обработки) было опрошено 436 посетителей выставки-ярмарки. В ходе опроса выявлялись наиболее перспективные варианты продвижения мероприятия, изучались мнения и оценки по вопросам организации выставки, а также читательские предпочтения ее посетителей.
Результаты исследования показали, что информацию о проведении выставки-ярмарки каждый третий посетитель получил от друзей, родственников, коллег по работе и учебе (33,5 %), еще 29,4 % – посредством рекламы на интернет-сайтах, порталах. Достаточно эффективной в 2025 году оказалась реклама на телевидении (17,0 %) и в социальных сетях (15,4 %). Несколько реже о выставке респонденты узнавали благодаря наружной рекламе (11,2 %), рекламе в печатной прессе (10,6 %) и по радио (6,9 %), а также непосредственно от издательств (3,2 %) – рисунок 1.
Наблюдая динамику результатов исследования за последние три года (2023-2025 гг.), можно отметить повышение эффективности информационного сопровождения выставки-ярмарки в социальных сетях и мессенджерах. Так, если в 2023 году узнали о проведении мероприятия благодаря данным источникам только 5,1 % опрошенных, то в 2024 и 2025 годах – 10,9 % и 15,4 % соответственно.
Можно отметить, что для мужчин источниками информации о выставке чаще, чем для женщин, выступали интернет-порталы (33,5 % и 26,5 % соответственно), а также печатная пресса (14,0 % и 8,2 %) и телевидение (20,1 % и 14,8 %). В свою очередь, женщины чаще получали новости о ярмарке в социальных сетях и мессенджерах (18,3 % и 11,2 % соответственно) – рисунок 2.
Существенны различия и в приоритетности каналов информирования о проведении мероприятия среди возрастных групп: по мере роста возраста респондента чаще встречаются упоминания традиционных СМИ (телевидения, радио, печатной прессы). Можно отметить, что старшая возрастная группа реже указывала в данном ключе на информацию, полученную от друзей, родственников, коллег, а также из социальных сетей и мессенджеров (рисунок 3).
При ответе на вопрос «Сколько раз Вы уже посещали Минскую международную книжную выставку-ярмарку?» 35,3 % участников опроса указали, что оказались на выставке впервые, тогда как 34,4 % посещают ее регулярно. Немного реже респонденты говорили о том, что были на нескольких выставках ранее (30,3 %) – рисунок 4.
При этом среди регулярных посетителей мероприятия значимо больше мужчин (43,0 % и 28,4 % соответственно), а среди посетивших выставку впервые – женщин (24,6 % мужчин и 42,8 % женщин) – рисунок 5.
Закономерно в разрезе возраста регулярные посетители выставки представлены в основном старшей возрастной группой, а респонденты, посетившие ярмарку впервые, – младшей (рисунок 6).
В качестве мотивов посещения книжной выставки-ярмарки каждый второй респондент называл возможность узнать о книжных новинках (55,5 %), а каждый третий – желание узнать больше информации об издательствах (34,6 %) и приобрести книги по низкой (издательской) цене (34,2 %). Значимыми аспектами для участников опроса являются посещение специальной программы выставки-ярмарки (20,2 %), а также возможность встретиться с друзьями (19,7 %), приобрести книги в подарок (16,5 %), подписать книгу у автора (12,2 %) – рисунок 7.
Стоит отметить, что посетители книжной выставки-ярмарки с каждым годом все чаще проявляют интерес к недавно вышедшим литературным произведениям, ожидают возможности увидеть их на данном мероприятии (в 2023 году – 40,5 %, в 2024 – 47,6 %, в 2025 – 55,5 %).
Можно заметить, что при посещении выставки женщины выражали больший интерес к информации об издательствах (38,9 % среди женщин и 28,5 % среди мужчин) и актуальных книжных новинках (58,4 % и 51,4 % соответственно), а также к специальной программе фестиваля (23,7 % и 15,1 %) – рисунок 8.
Абсолютное большинство участников опроса (96,3 %) в период проведения ярмарки планируют приобрести книги. Каждый второй опрошенный собирается купить произведения художественной литературы (57,6 %), а практически каждый пятый – исторической (20,4 %) и научно-популярной (17,0 %). Также посетители выразили желание пополнить библиотеку книгами для детей и подростков (15,8 %), учебно-образовательными (15,1 %), психологическими (11,5 %) и научными (11,2 %) работами. Реже респонденты высказывали намерение приобрести публицистическую (6,9 %) и религиозную (3,4 %) литературу (рисунок 9).
Говоря о личных книжных предпочтениях, женщины чаще мужчин говорили о намерении купить художественную литературу (64,6 % и 47,5 % соответственно), книги для детей и подростков (22,2 % и 6,7 % соответственно), учебно-образовательные (18,7 % и 10,1 % соответственно) и психологические издания (14,8 % и 6,7 % соответственно). В то же время среди мужчин оказались более востребованы научная литература (17,3 % и 7,0 % соответственно), исторические (26,3 % и 16,3 % соответственно) и научно-популярные произведения (22,3 % и 13,2 % соответственно) – рисунок 10.
Произведения художественной литературы и психологические книги пользуются наибольшим спросом у молодежи, тогда как посетители средней и старшей возрастных групп отдают большее предпочтение исторической литературе и произведениям для детей и подростков – рисунок 11.
При выборе для покупки новой книги 68,8 % участников опроса предпочитают опираться на собственный читательский опыт и вкус. Посетители выставки также руководствуются рекомендациями друзей, родственников и коллег (28,4 %), популярностью самой книги (22,5 %), дизайном (20,2 %), мнением книжных блогеров и критиков (14,2 %). Реже респонденты осуществляют выбор новой книги, исходя из ее стоимости (9,6 %), а также рекомендаций продавцов в книжных магазинах (6,9 %) и преподавателей (5,0 %). Можно отметить, что за последние три года наблюдается тенденция снижения значимости стоимости книги как фактора ее покупки (в 2023 году – 19,7 %, в 2024 – 12,4 %, в 2025 – 9,6 %) – рисунок 12.
Примечательно, что женщины чаще мужчин при выборе для покупки книги обращают внимание на дизайн (24,9 % и 13,5 % соответственно), популярность произведения (26,5 % и 16,9 % соответственно) и рекомендации книжных блогеров и критиков (17,9 % и 9,6 % соответственно) – рисунок 13.
Респонденты старшей возрастной группы значимо чаще других опираются при выборе новой книги на собственный читательский опыт и вкус, закономерно реже прислушиваясь к рекомендациям близких и к мнению блогеров, критиков – рисунок 14.
Абсолютное большинство посетителей выставки, принявших участие в опросе, предпочитают книги в печатном формате (88,3 %), тогда как электронные и аудиокниги выбирают только 8,5 % и 0,9 % респондентов соответственно (рисунок 15).
Предпочтения в области формата книг среди участников опроса значимо не различается по полу и возрасту, за исключением электронных книг – их преимущественно читают представители молодежи (13,2 %, среди респондентов среднего возраста – 8,9 %, среди старшего – 2,8 %) – рисунок 16.
Наиболее интересными для себя авторами участники выставки назвали М. Булгакова, А. Пушкина, а также В. Короткевича. Среди любимых произведений были отмечены «Мастер и Маргарита», «Унесенные ветром», «Преступление и наказание».
В тройку наиболее популярных белорусских авторов вошли В. Короткевич, В. Быков и Я. Колас. Далее расположились Я. Купала, И. Шамякин и М. Богданович. Среди наиболее интересных произведений респонденты отметили «Дзікае паляванне караля Стаха», «Людзі на балоце», «Каласы пад сярпом тваім», «Чорны замак Альшанскі» и «Жураўліны крык».
Центр оперативных исследований