Историческая память в настоящее время является одной из наиболее актуальных и дискуссионных проблем в социальном знании. Интерес к данной теме во многом обусловлен тем, что для полноценного развития любого общества необходимо задумываться над вопросами сохранения и передачи грядущим поколениям пережитого опыта, накопленных ценностей, моделей поведения, элементов национально-культурного наследия.
Теория исторической памяти пользуется глубоким признанием со стороны зарубежных историков, философов, социологов и культурологов; сам термин стал широко употребляться в научной литературе со второй половины ХХ века, уже сформировано множество научных направлений и теоретико-методологических подходов к изучению этого социального и культурного феномена. Идея исторической памяти присутствует в исследованиях многих видных ученых: Э. Дюркгейма, М. Хальбвакса, П. Нора, П. Хаттона, Й. Рюзена, П. Рикера, Л. Репиной, Ж. Тощенко, Н. Мысливца и мн. др.
В научном знании существует множество определений исторической памяти: под ней часто понимают процесс организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта, ментальную способность сохранять воспоминания о пережитых событиях, особую форму общественного сознания, совокупность знаний и представлений социума об общем прошлом, измерение коллективной памяти общества, обеспечивающее символическую репрезентацию прошлого и т.д. Мы же склонны рассматривать историческую память как особый, постоянно развивающийся социально-культурный феномен, содержащий в себе совокупность знаний, мнений, оценок, убеждений и представлений о событиях, явлениях и процессах прошлого, формирующийся посредством специфических социально-культурных действий и практик.
По нашему мнению, необходимость изучать историческую память с позиции социологии объясняется тем, что историческая память определяет логику социального бытия, является регулятором поведения человека, социальных групп и общества в целом, формирует культурную и национальную идентичность. Теоретический анализ понятия исторической памяти, определение его структуры и информационного содержания, изучение и описание механизмов ее формирования в обществе – далеко не полный перечень исследовательских задач, стоящих перед мировой социологической наукой.
Давним приоритетом социально-исторического и культурного развития Республики Беларусь является сохранение национальной самобытности и уникальных черт белорусской культуры. Осуществление данной задачи невозможно без полноценного осознания, осмысления и принятия исторического прошлого своей страны, знания и представления о котором закладываются у каждого жителя Беларуси практически с самого детства. Начиная с 2010-х годов Институт социологии Национальной академии наук Беларуси занимается активной разработкой собственной исследовательской традиции в области исторической памяти; уже проведено несколько фундаментальных и прикладных исследований, в рамках которых историческая память рассматривается как один из факторов консолидации белорусского общества.
В настоящее время наша страна переживает период, во время которого поиск нужных морально-ценностных ориентиров и правильная расстановка жизненных приоритетов приобретают особенную важность. Поэтому для белорусской социологической науки историческая память – это возможность открыть более глубокие знания о белорусском народе и его культуре, понять, как повлияла на его самосознание его непростая, но такая богатая история, и какую ему стоит проложить дорогу в будущее.
Бровчук Н.М., м.н.с отдела социологии культуры