Доктор социологии рассказал о взаимосвязи характера и уровня жизни белорусов

sergey_shavel

На крупнейшем новостном портале Беларуси размещено интервью доктора социологических наук С.А. Шавеля о социокультурных особенностях белорусов. Приводим данное интервью полностью..

Отечественные социологи берутся изучить культурный (или цивилизационный) код Беларуси и на основании этих исследований предоставить рекомендации, как конвертировать наш социокультурный потенциал в экономические результаты.

На какие достоинства белорусов нужно делать ставку для преодоления кризисов, а какие мешают жить красиво, тормозят развитие? Какие качества необходимо воспитывать в себе, если мы действительно хотим стать процветающей европейской страной? Об этом беседуем с заведующим Центром социокультурного развития и сектором социокультурных инноваций НАН Беларуси доктором социологических наук Сергеем Шавелем.

— Стремятся ли белорусы повышать свой профессиональный уровень? Что для них служит главной мотивацией к этому?

— Да, стремятся, и очень энергично. Мотивирует к этому в первую очередь резко возросшая ценность рабочих мест. На втором месте — материальный стимул, побуждающий к повышению квалификации, компетентности. В то же время — и в этом особенность белорусского менталитета — внутри материального проклевывается социальное начало, связанное с чувством достоинства и самоуважения. Оно будет расти при условии повышения доходов, уровня жизни, благосостояния. Заметно усилился мотив ответственности человека за собственное и семейное благополучие. Есть другие мотивации, относящиеся к репутации, престижу, карьере, стремлению к консенсусу в личных и деловых отношениях.

— Высока ли готовность белорусов к освоению новых технологий, новых подходов к работе?

— В области инноваций и экономики у нас есть проблемы. Об этом можно судить по трудностям с импортозамещением. Мы ведь покупаем не только то, чего у нас нет или что не можем произвести (нефть, газ, компьютеры, планшеты, мобильники и прочее), но и большое количество ширпотреба и даже продовольствия. Что же нам мешает свести импорт к минимуму и стать более самодостаточными? Лень, инертность, неповоротливость, нежелание осваивать новое? Но ведь есть все-таки немногочисленные примеры того, как появляется достойная замена импорту, например белорусские кремы для бритья. У нас успешно работают Парк высоких технологий, многие вполне инновационные компании агропромышленного сектора. О готовности белорусов к нововведениям можно судить по данным статистики:

Эти цифры, на мой взгляд, достаточно оптимистичны. Как сказал один из разработчиков цивилизационной теории британский социолог Арнольд Тойнби, примеру творческого меньшинства всегда последуют другие.

— Некоторые отмечают, что белорусы умеют многое неплохо делать, но не обладают талантом рекламировать, продавать свой товар. Согласны ли вы с этим?

— Действительно, белорусам часто не хватает умения рекламировать свои достижения и успехи. Эта особенность объясняется прежде всего исторически: сто лет назад Беларусь была сельской страной, а сельский мир выше всего ценил скромность и не терпел похвальбы. К тому же любая реклама воспринимается как самореклама, как стремление повысить имидж, завоевать популярность. А это как будто бы и не нужно. Вот если похвалят со стороны, тогда приятно, ведь это объективная оценка. Развить способность к самопрезентации, самопродвижению можно, во-первых, поддержкой и выдвижением молодежи, которая, как правило, не страдает излишней скромностью и умеет пиарить себя; во-вторых, созданием в обществе атмосферы доверия и поддержки как индивидуальному, так и коллективному продвижению товаров, идей и прочего.

— В белорусском обществе сильны патерналистские настроения?

— Они во многом обусловлены исторически: на протяжении веков человек зависел от природы, старейшин, хозяев, позже — от колхоза, района, вышестоящих органов, государства. Социальная сфера в советское время строилась на принципах патернализма. Все блага — от жилья, путевок, льгот, пенсий до телефона или дачного участка — предоставлялись сверху. Конечно, это не могло не войти в привычку, в ментальность людей. Однако если в обществе будет торжествовать закон, «невзирая на лица», как говорил немецкий социолог Макс Вебер, то от патернализма ничего не останется.

— Есть ли исследования того, как меняется отношение к труду разных поколений? Какие требования к работе предъявляют сегодня люди старшего, среднего поколения и молодежь?

— Специальных сравнительных работ о межпоколенческой динамике отношения к труду мало. Но ясно, что старшее поколение больше всего ценило те изменения, которые нес научно-технический прогресс — электрификацию, механизацию, автоматизацию. Это и был главный критерий оценки рабочих мест и отношения к труду в целом. Материальный мотив, конечно, имел значение, но не ставился во главу угла, а поскольку средняя зарплата по стране была невысокой и примерно равной, то не возникало ни зависти, ни навязчивого желания получать больше других. Для современной молодежи финансовый мотив стал приоритетным. Сколько крепких ребят ушли в охранники олигархов, сколько ученых бросили науку и переметнулись в банковскую сферу, маркетинг, рекламу, торговлю. Содержательно их работа стала менее интересна, но они гордятся зарплатой.

— Насколько сильно в белорусах стремление разбогатеть? Многие ли главной целью считают рост материального благосостояния?

— Наши пословицы отрицают богатство как самоцель, как страсть или фетиш. Например, «Богат не тот, у кого много, а тот, кому хватает». Мечта простого белоруса не в том, чтобы, как в США, любым способом стать долларовым миллионером, а в том, чтобы иметь достаточно средств для нормальной жизни. Белорусы стараются повысить свое благосостояние разными путями. И все-таки для большинства основа основ — собственный труд в самых разных формах: от дачи, личного приусадебного хозяйства до совместительства и разных подработок.

— Можно ли сделать какой-то прогноз о будущем нашего общества, исходя из ментальности, особенностей национального характера белорусов?

— На мой взгляд, у нас есть основания смотреть в завтрашний день с оптимизмом. В нашем сознании есть ряд ценностей, которые в той или иной степени выделяют нас и дают определенное экзистенциальное преимущество. Пока это превосходство не бросается в глаза, но со временем, думаю, проявится ярче.