Гендерные различия вовлеченности в цифровую среду

Женщины Беларуси широко вовлечены в сферу использования информационно-коммуникативных технологий и уровень их вовлеченности соответствует уровню вовлеченности мужчин. По данным исследования Института социологии, проведенного в ноябре 2019 года, среди женщин доля пользователей интернета составляла 77,8%, а среди мужчин – 80,1%. Этот показатель превышает долю интернет-пользователей в странах пост-советского пространства, которая по данным интернет-портала мировой статистики (https://www.statista.com) в 2019 году соответствовала 72,8%. Самым высоким показателем использования интернета в мире является уровень вовлеченности в странах Европы 82,5%.

Практически ежедневно интернетом пользуются 68% женщин, 7,7% женщин обращаются к интернету несколько раз в неделю. Самыми активными пользовательницами являются молодые девушки и женщины до 25 лет: 98,1% пользуются интернетом ежедневно. В возрастной группе 25-44 года число пользовательниц несколько снижается, но остается достаточно высоким – 92,9%. Среди 45-64 летних таковых уже 59,3% и в старшей возрастной группе после 65 лет только 10,1%. Примечательно, что снижение частоты ежедневного пользования интернета компенсируется не за счет его более редкого использования (от нескольких раз в неделю до раза в год), а отсутствием пользовательского опыта в принципе (рисунок 1).

Рисунок 1 – Частота использования интернета женщинами разных возрастов, %

 

По целям использования интернета лидируют общение с друзьями и родственниками, поиск развлекательного и научно-популярного контента, отслеживание новостей (рисунок 2). Стоит обратить внимание, что интернет почти в полтора раза реже используется для работы или учебы, чем для общения. Женщины чаще мужчин пользуются электронными сервисами и услугами (совершают онлайн платежи и переводы, заказ талонов в учреждениях здравоохранения, онлайн заказы товаров в магазинах и т.п.).

Рисунок 2 – Цели использования интернета в зависимости от пола, %

 

На цели использования интернета женщинами значительное влияние оказывает их возраст. Если цель «общение» высоко популярна среди всех возрастных групп, то среди девушек и женщин до 25 лет работа и учеба в интернете имеет такую же высокую популярность (82,6%). Онлайн сервисы чаще востребованы женщинами 25-44 лет. В данной возрастной группе онлайн услугами пользуются 55,4% и платежными системами – 59,5% (рисунок 3).

Рисунок 3 – Цели использования интернета женщинами в зависимости от возраста, %

 

По данным национальной статистики женщины 15-72 лет, наравне с мужчинами владеют базовыми цифровыми навыками (присутствующие различия в данных не являются статистически значимыми). Но только 1,2% женщин владеют языками программирования и могут самостоятельно написать компьютерную программу (рисунок 4). И среди женщин меньше доля тех, кто владеет такими навыками, как установка и настройка нового программного обеспечения и новых устройств.

Рисунок 4 – Владение цифровыми навыками в зависимости от пола, %

 

Среди молодежи 15-24 лет число владеющих как базовыми, так и более продвинутыми цифровыми навыками значительно выше. Уровень владения базовыми навыками достигает порядка 80%. И уже 5,5% молодых женщин владеют языками программирования, что практически соответствует распостраненности навыков программирования среди мужчин данного возраста (6,2%). В целом, цифровизация способствует все большей вовлеченности женщин в профессиональные сферы, связанные с разработкой программного обеспечения.

Научный сотрудник отдела социологии культуры
Н.А. Сосновская