Материал опубликован в газете МВД Беларуси «На страже» 5 мая 2017 (ссылка на источник).
Феномен Великой Отечественной войны, несмотря на временную отдаленность, нисколько не теряет своей социально-политической актуальности и исторической значимости для нашего современника. Ведь события Великой Отечественной войны — это не просто героическое прошлое наших народов, а глубокое смысловое явление отечественной истории, укорененное в ментальных структурах белорусского и русского народов. Это Вечный огонь Великой Победы, который пронизывает своими лучами всё наше прошлое, настоящее, будущее. Это лишь на первый взгляд — просто военные события, а в своей глубинной сущности — это аккумулированное выражение всего отечественного опыта. Уберите Великую Отечественную войну из нашей истории — и нет уже самой истории.
— У каждого народа, — отмечал Президент Александр Лукашенко, — есть свои особенности, свои яркие черты, по которым его узнают в мире. Есть определенные ценности, достоинства и свершения, которые его делают тем, кто он есть. Скажите, какое самое великое достояние нашего народа, за которое просто в ноги ему надо поклониться? Это победа над фашизмом. Мы вместе с русским и другими народами пострадали больше, чем кто-либо иной. Мы выстояли. Мы не только отстояли свою независимость, но спасли человечество от нацизма и коричневой чумы.
Но, к сожалению, есть категория исследователей, которая применительно к истории Великой Отечественной войны мыслит по принципу германского императора Фердинанда I: «Pereat mundus et fiat Justitia» («Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб мир»). Главное, подчеркивают эти исследователи, всегда говорить правду, какой бы неприятной она ни была для нас. Они оценивают великие исторические события под углом физиологического бытия человека. Но это позиция камердинерская, лакейская.
Как смотрит лакей, обслуживающий своего господина? Чисто физиологически: как на самого себя, а поэтому не видит никакой разницы между собственным образом жизни и жизнью других людей, в том числе выдающихся. При физиологическом подходе любой великий человек ничем, разумеется, не отличается от других. И это правда. Но такая правда при оценке великого хуже лжи.
— Какая может быть Великая
Отечественная война? — резонируют лакеи-софисты. — Ведь война — это грязь, кровь, слезы, насилие, убийства. Нет в этом ничего великого, патриотического, героического. Речь можно вести только об элементарном выживании. Какое может быть героическое партизанское движение? Люди шатаются по лесам, не спят, будоражат тихую деревенскую жизнь.
Правда? Разумеется, правда, но опять же чисто лакейская. И эта правда хуже лжи. Эта ложь гримируется под физиологически правдоподобную формулу. Дескать, не было бы партизанского движения — не было бы и репрессий немцев против мирных белорусов. То есть не было бы белорусских Хатыней.
В чем здесь заключается ложь? В том, что при такой коллаборационистской логике не просто обеляется, но фактически оправдывается фашистская агрессия, то есть, по их мнению, правы фашисты, которые вероломно напали на нашу страну, а не люди, которые решили защищать свои алтари и очаги. Коллаборационисты убеждают: хотя на твою страну напал враг, ты не сопротивляйся, не борись, а — руки вверх, смотришь, и спасешь свою жизнь.
Вот что писала жена немецкого солдата в письме, найденном на его трупе в 1942 году: «Мы тут все в Гамбурге до глубины души возмущены упрямством и бессовестностью русских, которые никак не соглашаются прекратить свое глупое и бессмысленное сопротивление».
В самом деле, зачем было сопротивляться оккупантам, если при них, как заявляют коллаборационистские историки, началось возрождение Беларуси? Ведь сам гауляйтер Вильгельм Кубе 22 июня 1942 года, в первую годовщину вероломного нападения Германии на СССР, в профашистской «Белорусской газете» разразился следующей тирадой: «Минск должен стать центром собственной белорусской жизни под немецким предводительством в новой Европе. Но Беларусь должна прийти к самосознанию и энергично взяться за задачи, определенные ей судьбой. Беларусь более не форт выпадов красных правителей против Европы, а граница новой Европы против степного духа москалей».
Вот уж действительно — ничто не ново! Оказывается, современные евроинтеграторы ничего не придумали оригинального на тему независимой европейской Беларуси и европейской идентичности белорусов. Они лишь занимаются плагиатом из фашистских циркуляров. Вот как один из «национально сознательных» историков, который в советские годы живописал о дружбе белорусов и русских, комментирует высказывание фашистского бонзы: «Подобная позиция гауляйтера не могла не привлекать к себе белорусских деятелей национальной ориентации… Снисходительное отношение В. Кубе к белорусскому вопросу позволяло научной, творческой интеллигенции без оглядки по сторонам строить свою деятельность с учетом национальных интересов, смело идти в народ и говорить ему всю правду о прошлом, склонять к активному участию в устройстве национальной жизни в рамках дозволенного властями».
Какая трогательная идиллия! Так и хочется свести человека к физиологическому уровню и возвести фашистских захватчиков в ранг покровителей белорусского возрождения — вот к чему сводится так называемая правда коллаборационистов в годы Великой Отечественной войны и евроинтеграторов в наше время.
Но человек — не просто физиологическое существо. Человек обладает нравственностью. Он требует уважения своего достоинства, справедливости и всего того, что присуще всякой нравственной личности. И когда на его землю напал вероломный, жестокий враг, то у советского человека проявилась естественная человеческая реакция — дать отпор, уничтожить насильника, разбойника, убийцу. Именно так понимали и так относились наши люди к своей борьбе с фашистами. Война не на жизнь, а на смерть.
Прав научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси Петр Петровский, говоря, что «…Великая Отечественная война для белорусов — это национально-освободительная борьба, которая окончательно сформировала белорусскую нацию. Поэтому не случайно классики послевоенной белорусской литературы наибольшее внимание уделяли именно сюжетам борьбы, героизма и сплочения белорусов, что сформировало белорусский послевоенный эпос о национально-освободительном характере Великой Отечественной войны».
Президент ФРГ Йоахим Гаук в своей речи, посвященной 70-летию Победы над фашизмом, имел полное право утверждать: «Граждане Германии должны быть благодарны Советскому Союзу за самоотверженную борьбу с нацистским режимом. Поколения, рожденные в Германии после войны, должны помнить, что благодаря СССР они получили свободную и достойную жизнь».
Победа советского народа в Великой Отечественной войне — это высший предел нравственного достоинства в истории человечества. Поэтому наша Победа принадлежит не только прошлому, она — величайшее достояние настоящего и нравственный ориентир для будущего всех добрых людей на планете Земля.
Николай ЩЁКИН.