11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке. В преддверии праздника специалисты оценили социально-демографическую структуру кадрового потенциала белорусской научной отрасли. Как считает научный сотрудник Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси Алеся Соловей, полученные данные говорят о том, что политика государства по расширению возможностей творческого развития женщин успешно работает:
– В Беларуси женщины составляют значительную долю среди исследователей – 39,2%. Постоянно растет их число среди исследователей с учеными степенями: среди кандидатов наук на сегодняшний день 42% составляют женщины, каждая пятая, а это без малого 22%, – доктор наук. В ведущей научной организации страны – НАН Беларуси – представительниц прекрасного пола практически половина среди исследователей – 49,7%, что на 10,5% больше, чем по стране в целом. Среди кандидатов наук в НАН Беларуси доля женщин – 45,9%.
В последние годы женщины весьма активно пополняют ряды отечественной науки, что убедительно подтверждает статистика. Например, в целом по стране их удельный вес среди осваивающих первую ступень послевузовского образования (аспирантуру) составляет 57,4%. Доля женщин на второй ступени послевузовского образования (докторантуре) – 50,4%. Среди аспирантов НАН Беларуси доля женщин превышает долю мужчин и составляет 60,3%, среди докторантов – 43% женщин. В медицинских науках доля женщин-докторантов составляет более половины – 60%, наравне с мужчинами они представлены в гуманитарных науках (50%). Однако есть и некоторые нюансы.
– Так, меньше всего женщины представлены среди аспирантов отделения физики, математики и информатики – 29,7% и отделения физико-технических наук – 41,3%, – говорит Алеся Соловей. – Что подтверждает мировую статистику о том, что женщины составляют лишь 28% выпускников технических факультетов и 40% – факультетов компьютерных наук и информатики. В некоторых других областях наук в докторантуре доля женщин также уступает доле мужчин: в аграрных науках – 44,4%; в физико-технических – 26,7%; в области химии и наук о земле – 23,1%; в отделении физики, математики и информатики – 20%.
Как отмечает специалист, роль женщины-ученого в науке и системе образования исключительно важна. Они могут выступать в качестве наставников, а также вдохновляющих и мотивирующих «ролевых моделей» для молодых женщин, которые при достаточном уровне интеллектуальных способностей и склонностей к научному творчеству планируют заниматься исследовательской деятельностью, но, по тем или иным причинам, не уверены в своем выборе или сомневаются в правильности научного поиска. Также женщины-ученые способствуют развенчиванию мифов о «женских» и «мужских» науках, минимизации гендерных стереотипов о социально-профессиональной роли женщин и их творческих способностях.
– Согласно Национальному плану действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2021–2025 годы женщины составляют 26,7% выпускников учебных заведений по специальностям, связанным с наукой, технологиями, инженерией и математикой (STEM-направления), что свидетельствует о необходимости их дальнейшего вовлечения в эти области, – считает Алеся Соловей.