Насколько минчане довольны качеством и доступностью медицинской помощи? Ответы на эти вопросы ученые Института социологии НАН Беларуси получили в ходе опроса населения республики, который провели в 4-м квартале 2023 года. О результатах изучения мнения жителей белорусской столицы корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал руководитель Центра оперативных исследований Института социологии НАН кандидат социологических наук Александр Бельский.
— Качество и доступность медицинской помощи — один из главных приоритетов государственной политики, которому уделяет большое внимание Президент Александр Лукашенко. И новый министр здравоохранения Александр Ходжаев в числе первоочередных задач в работе своего ведомства назвал выявление причин недовольства части населения республики качеством медицинской помощи. Что показал опрос в Минске?
— Одним из важных блоков нашего исследования была оценка жителями столицы эффективности работы различных видов медицинских учреждений. Больше всего положительных отзывов получили аптечные киоски (87,7 %). Второе место — у поликлиник (фельдшерско-акушерских пунктов) по месту жительства (67,5 %). Далее идут частные медицинские центры (60,0 %), скорая помощь (59,4 %), частные медицинские лаборатории (57,1 %). Работу больниц положительно оценили 54,0 % жителей столицы.
При этом, по словам ученого-социолога, большое количество опрошенных (до 42 %) затруднились дать оценку нескольким медучреждениям. Видимо, это связано с отсутствием у респондентов достаточного опыта обращения в такие организации. Есть и те, кто не в полной мере удовлетворен отдельными аспектами обслуживания в поликлиниках по месту жительства. Отрицательно оценили их работу 27,8 % минчан. Нарекания к услугам, осуществляемым скорой помощью, имеют 12,4 % опрошенных, а к аптечным киоскам — 11,1 %.
Если же говорить о качестве медицинской помощи в столице в целом, то ее положительно оценивают 64,4 % опрошенных, отрицательно — всего 16,5 %. Затруднились с оценкой 19,1 % респондентов из столицы.
Ученые-социологи в ходе исследования оценивали восприятие населением изменений в области оказания медицинской помощи. Респондентам задали вопрос: «Как изменилось, на Ваш взгляд, за последние 3 года качество медицинского обслуживания в Вашем населенном пункте?» Перемены в лучшую сторону отметили 14,9 % минчан. На варианте ответа «Ничего не изменилось» остановили свой выбор 42,7 % респондентов. Считают, что оказание медицинской помощи стало хуже, 17,5 % жителей столицы. Затруднились с ответом 24,8 %.
Помогает интернет
— Александр Михайлович, сегодня цифровизация стремительно внедряется и в медицину. В Беларуси есть автоматизированная информационная система «Электронный рецепт». Что известно о ней минчанам?
— Как показал наш опрос, о существовании этого сервиса знают 60,4 % опрошенных жителей столицы. Среди них каждый второй (49,7 %) узнал об электронных рецептах от медицинских работников. Получили информацию об этом сервисе в интернете 11,7 % респондентов. Прочли о системе «Электронный рецепт» на стендах в медицинских учреждениях 11,6 %. Еще 9,6 % получили информацию от семьи и близких, 7,5 % — от фармацевтических работников, 6,2 % — из средств массовой информации, 1,1 % — из других источников. Затруднились с ответом 2,6 % респондентов.
По словам А. Бельского, участники опроса пользуются и другими цифровыми услугами в здравоохранении. Больше половины респондентов (61,6 %) ищут лекарственные средства в аптеках через интернет, а 43,1 % заказывают талоны и записываются к врачам онлайн. Третье место среди сервисов для поиска информации по вопросам здравоохранения заняли сайты медучреждений. Ими пользуется каждый четвертый горожанин (25,7 %). Вызывают врача на дом с помощью интернета 17,8 % респондентов, а 7,5 % жителей столицы заказывают там лекарства на дом. За онлайн-консультациями обращаются к врачам 6,7 % участников опроса. При этом почти треть опрошенных минчан (31,8 %) указали, что в принципе не пользуются цифровыми сервисами в медицине.
— Запись к врачам на прием всегда была ключевым моментом в получении медицинской помощи амбулаторно. Как решают эту задачу минчане с внедрением в практику цифровых сервисов?
— Опрос показал, что каждый второй опрошенный житель столицы (48,7 %) записывается на прием к врачу по телефону, а каждый третий (33,0 %) — через интернет. При этом 32,5 % жителей Минска посещают врача в порядке живой очереди. Каждый четвертый (26,6 %) записывается на прием к доктору непосредственно в поликлинике. Не посещают врачей всего 0,2 % опрошенных жителей столицы.
Распределение ответов на вопрос “Как бы вы оценили работу следующих медицинских учреждений в своем населенном пункте?” (в % от числа опрошенных)
За свой счет
— В современном здравоохранении важную роль играют платные медицинские услуги. Как минчане оценивают их качество и значимость для собственного здоровья?
— Результаты опроса показали, что за платной медицинской помощью жители столицы чаще всего обращаются в частные медцентры. Это отметили 41,8 % респондентов. Однако четверть опрошенных жителей столицы (23,6 %) предпочитают пользоваться платными услугами преимущественно в государственных медучреждениях. Некоторые респонденты (3,3 %) имеют договоры добровольного медицинского страхования. И всего 0,4 % опрошенных пользуются помощью частнопрактикующих врачей. При этом 28,5 % жителей Минска в принципе не обращаются за платными медицинскими услугами. Еще 2,4 % затруднились с ответом.
Как отметил ученый-социолог, исследование показало, что 64,9 % жителей белорусской столицы положительно воспринимают платные услуги в государственных медучреждениях. Обратного мнения придерживаются только 16,2 % минчан. Затруднились ответить 18,9 % опрошенных.
— В чем заключаются преимущества платной медицинской помощи, с точки зрения жителей столицы?
— По мнению участников опроса, это в первую очередь возможность получить необходимые услуги быстро и качественно. Так считают 55,7 и 51,0 % респондентов соответственно. Более внимательное отношение к пациентам и наличие современного оборудования отметили 45,1 и 43,9 % опрошенных. Значимым преимуществом платных медицинских услуг 23,6 % участников исследования назвали высокий профессионализм и квалификацию персонала. Не видят плюсов платных услуг 0,9 % минчан, затруднились с ответом 7,1 %. При этом каждый четвертый респондент (25,1 %) отметил в качестве преимущества платной медицинской помощи возможность получить услуги, недоступные в системе бесплатной медицины.
Татьяна Волочкович.
Опубликовано на сайте «Минск. Новости».