Медиаграмотность пожилых людей в условиях цифровой трансформации общества

Стремительная цифровизация и медиатизация белорусского общества обуславливает возрастание роли навыков медиаграмотности населения, и в особенности – информационно уязвимых его групп, к которым относятся пожилые люди. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, к пожилым относят людей в возрасте 60–74 года.

Институтом социологии НАН Беларуси в августе-сентябре 2022 г. в рамках мониторинга методом личного опроса по месту жительства произведен замер уровня медиаграмотности пожилых людей в Беларуси (выборочная совокупность составила 1848 человек, из них пожилых – 421, что составляет 22,8% от всей выборочной совокупности). Под медиаграмотностью понимается способность использовать медиа в личных целях и без посторонней помощи, понимать и критически оценивать различные аспекты и содержание медиа, передавать, создавать и распространять медиатексты.

По результатам исследования установлено, что пожилые люди активно задействуют современные технологии в рамках коммуникативных практик и в целом ориентируются в знании основных терминов медиапространства. При общении в сети Интернет пожилые люди предпочитают использовать мессенджеры (41,1%) и социальные сети (33,7%). Самым популярным мессенджером у пожилых людей является Viber (50,6%), а среди социальных сетей – Одноклассники (30,9%). Также достаточно популярным у пожилых людей является видеохостинг YouTube (24,2%).

При этом пожилые люди обладают достаточно небольшим перечнем навыков работы в медиапространстве. Наиболее распространенными компетенциями являются: формулировка поисковых запросов, чтобы найти в Интернете нужную информацию (28,5%) и сбор информации из разных источников, чтобы получить полное представление об интересующей теме (26,4%). Определять, является ли найденная в Интернете информация достоверной и заслуживающей доверия умеют 10,2% пожилых людей. При этом 58,2% пожилых людей отметили, что не обладают ни одним из перечисленных навыков. Треть пожилых людей отметили, что довольно часто у них складывается ощущение, что СМИ их обманывают. В случае возникновения недоверия к полученной информации для уточнения и проверки пожилые люди предпочитают обращаться к друзьям, родственникам, знакомым (27,1%), искать информацию в Интернете (20,2%) или к телевидению (16,2%).

Чаще всего пожилые люди используют Сеть для чтения новостей (48,9%), поиска информации (35,6%), размещения свои фотографий и видео (16,6%), управления банковским счетом (14,7%). Пожилые женщины (18,6%) чаще, чем пожилые мужчины (9,8%) размещают свои фотографии или видео в Интернете. Пожилые люди, проживающие в городе, чаще читают новости в Сети, покупают или заказывают товары, услуги в Интернет-магазинах, используют Интернет-банкинг для управления банковским счетом, чем пожилые люди в сельской местности. Работающие пожилые люди чаще читают новости в Интернете, пользуются поисковыми сервисами, электронной почтой, Интернет-банкингом.

При этом пожилые люди не могут в полной мере обеспечить безопасность личных данных в сети Интернет. Так, 15% респондентов умеют изменять личные пароли на компьютере и в онлайн-сервисах, проводить чистку компьютера от ненужных файлов. Еще 13,3% осуществляют проверку компьютера на вирусы, а 10% могут удалить «историю» своих действий в Интернете. При этом только 3,6% могут распознать ситуацию вымогательства в Интернете. Не обладают ни одним из перечисленных навыков 71,5% опрошенных пожилых людей. Респонденты, имеющие высшее образование, чаще отмечали у себя наличие навыков обеспечения безопасности личных данных.

Для оценки уровня медиаграмотности пожилых людей в Беларуси за основу была взята методика, предполагающая расчет интегрального индекса медиаграмотности. Согласно данной методике, интегральный индекс медиаграмотности строится как взвешенная сумма ответов респондентов, которые характеризуют наличие определенных знаний, умений и навыков работы с информацией и восприятия медиа. Этот индекс состоит из пяти компонентов или частных индексов, которые состоят из пяти видов компетенций. Интегральный индекс может принимать значение от 0 до 35. По результатам расчетов интегрального индекса респонденты были разделены на три группы в соответствии с уровнем фиксируемой медиаграмотности. Таким образом, было установлено, что большинство пожилых людей в Беларуси (56,8%) имеют низкий уровень медиаграмотности, 29,7% – средний, 9,7% – высокий уровень.

Основным фактором, оказывающим значительное влияние на уровень медиаграмотности пожилых людей, является уровень образования. Так, чем выше уровень образования, тем выше показатели индекса медиаграмотности.

При анализе распределения респондентов по уровням медиаграмотности наблюдается значительное отличие между людьми пожилого возраста и населением страны в целом. Так, у белорусов в целом преобладающим является средний уровень медиаграмотности, тогда как люди пожилого возраста имеют преимущественно низкий уровень медиаграмотности.

 

В связи с этим возникает необходимость разработки программы повышения уровня медиаграмотности пожилых людей в Беларуси с акцентом на практические навыки работы в медиапространстве.

 

Снежана Воронина,
младший научный сотрудник отдела социологии культуры
Института социологии НАН Беларуси