Медиаисследования и практики медиапотребления аудитории СМИ

В рамках работы международной научно-практической конференции «Современное медиапространство: тенденции развития и практики изучения» была организована секция № 1 «Медиаисследования и практики медиапотребления аудитории СМИ». В научной дискуссии приняли участие представители Исследовательской группы ЦИРКОН, Института социологии РАН, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН, Института социологии НАН Беларуси и др. Руководство секционным заседанием осуществлял  заместитель директора по научной работе Института социологии НАН Беларуси, кандидат социологических наук, доцент Александр Посталовский, секретарем секции являлась младший научный сотрудник Центра оперативных исследований Юлия Кулешова.

Доклад младшего научного сотрудника Отдела социологии культуры Института социологии НАН Беларуси Никиты Бровчука был посвящен проблеме массовизации и индивидуализации как видов трансформаций современного социально-информационного пространства. Автором были рассмотрены вопросы социальности, феномен индивидуализации, его влияние на формирование информационного поля и роль отдельного человека в данном контексте.

В выступлении младшего научного сотрудника Отдела социологии культуры Института социологии НАН Беларуси Дианы Кармызовой были приведены результаты нескольких исследований, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси в период с 2018 по 2023 год, по изучению взаимодействия пользователей с социальными медиа. Автором отмечен рост популярности социальных медиа, фокусирующихся на визуальном и видео контенте. Также были обозначены наиболее активные группы пользователей и количество времени, которое они тратят на просмотр видеоконтента.

В докладе доцента кафедры экономической социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Евгении Надеждиной и старшего преподавателя кафедры экономической социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Максима Маркина осуществлялся анализ российских регионов и зарубежных направлений, которые получают освещение в туристических блогах и вызывают наибольший отклик со стороны читателей. Отмечалось, что значительный интерес со стороны читателей по количеству просмотров и откликов вызывают сообщения, содержание которых связано либо с возможностью посещения прежде привычных стран, либо с оптимизацией расходов.

Доклад научного руководителя Исследовательской группы ЦИРКОН, Институт социологии РАН Игоря Задорина и Анастасии Сапоновой был посвящен коммуникационным практикам жителей страны Северной Евразии. Помимо представленных результатов исследования, спикеры дискутировали с другими участниками секции и слушателями на тему обусловленности выбора языка в медиа и территориальных особенностях каждой изучаемой страны.

В докладе старшего научного сотрудника Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН, кандидата социологических наук Оксаны Парфеновой отражалась трансформация практик старшего поколения в цифровом пространстве, включая медиапотребление. Были выделены основные барьеры и возможности для освоения цифровых ресурсов пожилыми. Также указывалось, что цифровой разрыв ведет к разделению старшего поколения на «аналоговое» и «цифровое».

Выступление старшего научного сотрудника Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН, кандидата социологических наук Ирины Петуховой было посвящено анализу обучения старшего поколения владению ИКТ, а также опыт использования старшими цифровых навыков на практике. Было отмечено, что курсы компьютерной грамотности становятся престижной досуговой практикой государственных и негосударственных социальных сервисов. Также были описаны проблемы, свидетельствующие о цифровом разрыве и неравномерном обучении и использовании ИКТ-навыков старшими группами населения.