Международный парламентский форум «Современный парламентаризм и будущее демократии»

10 декабря 2012 года в Москве состоялся Международный парламентский форум «Современный парламентаризм и будущее демократии», организаторами которого являлись Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова и Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России.
Пленарное заседание форума проходило в Императорском зале МГУ им. М.В.Ломоносова на Моховой улице.
Открыл пленарное заседание первого Международного парламентского форума приветственным словом Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.
На заседании первым выступил ректор МГУ Виктор Садовничий, который особое внимание обратил на роль МГУ в развитии современного парламентаризма. Представитель Президента Российской Федерации в Госдуме зачитал приветствие Президента России.
С большим докладом на форуме выступил Сергей Нарышкин. В нем спикер напомнил, что Государственная Дума возникла еще в 1906 году. Однако Первая Дума проработала всего 72 дня. Все созывы современной Думы, несмотря на политические и социальные катаклизмы, отработали полный срок. С. Нарышкин подтвердил желание Государственной Думы России внести специальный законопроект как ответ на печально знаменитый «Закон Магнитского» и выразил недоумение тем, что диктовать свои условия пытается страна, имеющая секретные тюрьмы и применяющая средневековые пытки. С. Нарышкин, выступив с резкой критикой двойных стандартов, предложил разработать и принять Всемирную Конвенцию, определяющую современные стандарты демократических выборов и обеспечения прав и свобод граждан.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что Россия шла к парламентаризму непростым путем и вошла в двадцатый век государством, в котором не было парламента. В последние десятилетия создан настоящий и эффективный парламент, который представляет собой не застывшую, а чуткую к переменам и внешним воздействиям социально-политическую систему. В. Матвиенко высказалась в пользу возврата мажоритарно-пропорциональной системы выборов в Государственную Думу по 225-ти округам.
Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров выступил с докладом о недопустимости в современном мире лобирования односторонних интересов. На смену блоковым решениям проблем идет сетевая система. Увеличивается число международных игроков. Традиционная дипломатия отстает. Ее надо постоянно и целенаправленно совершенствовать.
Председатель ПА ОБСЕ, член палаты депутатов Италии Риккардо Мильори предупредил, что власть сегодня находится в руках тех, кто сильнее парламента. Политика уже не сильный, а слабый инструмент. Мы должны осознавать, что власть должна быть в руках народа, а народ осуществляет ее через парламент. Прямая демократия способна управлять самими сложными процессами. Нужно децентрализовать государство, оставить только то, чем оно должно заниматься – отправление правосудия, субсидиарная ответственность. Народ должен доверять своим демократическим институтам и быть горд своим участием в определении своего будущего.
Известный российский политик Владимир Жириновский развил тему стандартов демократии. Он является сторонником пропорциональной системы и снижения избирательного барьера. Пусть будет проходной барьер – один процент, и в Думу пройдет из двадцати политических партий по одному депутату. Лишая людей представительства в парламенте, мы толкаем их на улицу. Однако, чтобы не было анархии, контрольный пакет должен оставаться у крупных партий. Почему в России не приживались западные модели демократии, спрашивал В. Жириновский. Он объяснил это трудностями восприятия иностранных языков. Президент – это нерусское слово, руководителя страны надо было называть «начальником России». Парламент по-русски «говорильня». Демократия – это наркотик, через демократию приходят к власти и хотят остаться до смерти. Жириновский напомнил, что в прошлом свой срок доработала только одна четвертая Дума – лучше бы не доработала. Именно она обманным путем свергла царя, и этот императорский зал перестал быть императорским. В Украине к власти пришла ультрарадикальная фракция с лозунгами «Бей жидов» и «Бей москалей». Пока их только десять процентов в парламенте, но может быть значительно больше. В. Жириновский предложил подумать, как ограничить демократию, чтобы не допустить приход к власти диктаторов.
Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов напомнил о трех совсем недавних российских событиях: смерть на 108-м году жизни известного математика Никольского, по книгам которого мы все учились, проигрыш в судах всех инстанций по выборам в Мордовии, юбилей Сталинградской битвы. Все три события были проигнорированы российской властью и прессой. Скоро юбилей российской Конституция, которая была принята под расстрел парламента и отдала власть в руки одного далеко не умного и совсем не трезвого человека. Мы должны сделать выводы из происходящего и помнить простую истину – на плечах ослабевшей демократии всегда к власти приходят диктаторы и фашисты.
Вице-спикер Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана Бахар Мурадова отметила, что азербайджанский парламентаризм существует чуть больше века, но способствовал формированию целой плеяды известных национальных политических деятелей.
Заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Виктор Гуминский напомнил, что демократия – это процесс. Беларусь иногда называют наследницей советской эпохи. Но вместе с недостатками мы унаследовали и ее достоинства. Первая попытка организации власти независимой Беларуси была неудачной, но кризис удалось разрешить быстро и бескровно. Попытки навязывания чужого опыта бесперспективны, и мы никогда не пойдем на это. В. Гуминский особо подчеркнул, что Евразийский союз России, Белоруссии, Казахстана обязательно состоится.
В гостинице «Украина» на Кутузовском проспекте прошли четыре секционных заседания. На заседании третьей секции «Современное общество и институты демократии: мировой опыт», где присутствовало около сотни известных политиков, с большим докладом «Этапы развития белорусского парламентаризма (социологический анализ)» выступил директор Института социологии НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор Игорь Котляров. Он отметил, что белорусский парламентаризм имеет большую и славную историю. С древних времен общественному устройству сообщества людей, живших на территории современной Беларуси, были свойственны признаки народной демократии и парламентаризма.
Первое древнебелорусское государственное образование Неврида упоминается Геродотом под 513 годом до нашей эры. Позднее две с половиной тысячи лет назад в скандинавских сагах встречается название «страны Вильтиненланд», располагавшейся на территории нынешней Беларуси. Это было развитое государство-поселение. Оно занималось торговлей и земледелием, имело собственное войско. Эти саги свидетельствуют о зачатках парламентаризма на Беларуси.
Новый этап, представляющий начало перехода к более развитым формам представительства, был связан с Полоцким вече – общим собранием горожан, на котором решались важные государственные вопросы. Вече было и высшей судебной инстанцией. Эймундова сага сообщала, что полоцкий князь Брячислав I, нанимая полководца Эймунда, был обязан получить на это разрешение вече, так как именно оно распоряжалось государственной казной.
В первой половины XIII столетия было создано Великое княжестве Литовское. В середине ХV века в нем постепенно формируются важные коллегиальные органы – «Вялікі вольны сейм» и «Гаспадарчая рада» . При Витовте произошли кардинальные перемены в парламентских институтах ВКЛ. В 1413 года права Сейма были расширены. Он утверждал вступление на престол нового монарха, а в некоторых случаях – даже избирал его.
1 июля 1569 году Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединяются в единое федеративное государство – Речь Посполитую. Создается единый Сейм Речи Посполитой. Он имеет двухпалатную структуру и состоит из Посольской Избы и Сената. В это время получило развитие liberum veto («свободное вето») – принцип, который позволял любому депутату сейма прекратить обсуждение вопроса и работу сейма вообще, выступив против рассмотрения того или иного вопроса. Были случаи, когда депутата (сеймика) выбрасывали в окно, но он возвращался через трубу камина (печи), кричал «Не дозволям» и не давал возможность продолжать работу.
После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году для формального утверждения этого решения в Гродно был созван депутатский Сейм. Дворец, в котором проходило заседание парламента, был окружен российскими войсками. Депутаты, не имея возможности покинуть дворец, трое суток провели в полном молчании, не сказали ни слова, но так и не приняли решение о разделе государства. Императрица Екатерина распустила парламент. Очередной период белорусского парламентаризма завершился.
В 1917 году произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, в результате которой была создана Советская Социалистическая Республика Белоруссии (ССРБ). Советская Белоруссия была первым по настоящему независимым национальным белорусским государством. Народ в лице Съезда Советов был высшим представительным и правотворческим органом государства.
В 1977 году на смену ей пришла новая Конституция, призванная закрепить правовые формы социалистического общества. Однако в начале 90-х годов прошлого столетия произошел развал СССР. I Съезд народных депутатов РСФСР небольшим перевесом голосов Председателем Верховного Совета избрал Б.Н. Ельцина. 12 июня 1990 года съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России.
Как показывали социологические исследования, белорусы не понимали сущность и смысл независимости России от Белоруссии, однако 27 июля 1990 года Верховным Советом БССР была принята Декларация о государственном суверенитете БССР.
Выборы в Верховный Совет Республики Беларусь XIII созыва – первый парламент нового независимого государства проходили в сложных экономических и политических условиях. Рейтинг парламента составлял лишь 1,7 процента. Выборы состоялись, но создать работоспособный парламент не удалось. Социологический анализ работы Верховного Совета XIII созыва показал, что в Беларуси не получилось эффективного разделения властей. Одна ветвь власти постоянно вмешивалась в сферу компетенции другой ветви. Кроме того, Верховный Совет Республики Беларусь имел определенные распорядительные и контрольные функции. Он мог контролировать выполнение законов, бюджета страны, назначение высших должностных лиц, постоянно стремился диктовать правительству свою политическую волю.
Так долго продолжаться не могло. А.Лукашенко инициировал референдум, на который был вынесен вопрос относительно принятия изменений и дополнений в Конституцию страны. После референдума в Беларуси возникла принципиально новая политическая реальность: был создан двухпалатный парламент и новая политическая система.
Авторитет нового парламента Беларуси – Национального собрания Республики Беларуси постепенно стал расти, увеличился уровень его доверия. Сегодня парламент имеет существенный авторитет и постоянно входит в пятерку наиболее популярных социальных институтов государства.
Однако XXI столетие показало, что мир вступил в эпоху рисков и неопределенности, кризисов и катаклизмов, вызовов и крахов. Необходим постоянный поиск новых методов политической деятельности. Президент Республики Беларусь поставил задачу модернизации политической системы, возможный переход от мажоритарной избирательной системы к смешанной или пропорциональной.
При пропорциональной избирательной системе основными политическими субъектами являются политические партии. Именно они являются основой партиципаторной и представительной демократии. В условиях разделения властей, регулярности выборов и политической конкуренции партии обеспечивают эффективное функционирование представительных институтов. Они представляют в законодательных органах политические, экономические и другие интересы различных социальных групп, содействуют политической социализации граждан, являются посредниками между населением и государством, образуют механизм саморегуляции общественной жизни, направляя стихийную энергию социальных протестов в русло легитимной борьбы за лучшее будущее.
Однако на что способны белорусские политические партии, если каждую из них готов поддержать на выборах только один человек из ста избирателей.
Почему так получается? Как показывают социологические исследования и политическая реальность, от выборов до выборов политические партии Беларуси практически ничего не делают. Их не видно и не слышно. А жители о партиях судят именно по их повседневной работе. В прошлом году, когда в стране была сложная экономическая ситуация, ни одна из партий не выработала конкретной программы выхода из кризиса. Лучшие времена партий БНФ давно прошли. Уже практически не осталось людей, которые требовали бы существенных преимуществ титульной нации. Коммунисты утратили тот идеологический стержень, который позволил партии выстоять во времена развала Советского Союза. Не может тот, кто сжег партийный билет в 1991 году, стать настоящим коммунистом в 2012.
Однако в республике идет постоянная работа по совершенствованию избирательного законодательства, модернизации политической системы.
И.В. Котляров ответил на многочисленные вопросы присутствующих, а затем провел переговоры с целым рядом известных политических деятелей и ученых-аналитиков.
В работе форуме приняли участие свыше двухсот человек (более пятидесяти зарубежных гостей), из них – 102 парламентария (депутаты зарубежных парламентов, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители Международных парламентских организаций). Многие из них соберутся на подобный форум и в следующем году. Его предполагается сделать традиционным.