Мнение белорусов об отечественных товарах и брендах

 

Глава государства Александр Лукашенко подписал Указ № 375 «Об объявлении 2024 года Годом качества». Данное решение принято в целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны.

Институт социологии Национальной академии наук Беларуси в первом квартале 2024 года изучил отношение жителей страны к отечественной продукции и брендам.

Результаты исследования показали, что граждане Беларуси положительно отзываются о продукции отечественного производства. Качество белорусских товаров считают высоким 47,1 % участников опроса, средним – 46,3 %. Отметили их низкое качество всего 0,7 % респондентов, а затруднились ответить – 5,9 % (рисунок 1).

Рисунок 1 – Оценка населением качества белорусских товаров, в %

 

Высокие оценки качества товаров подтверждаются знанием брендов выпускаемой на отечественном рынке продукции. Почти 77 % респондентов отметили тот или иной сегмент белорусского производства указанием торговой марки или производственной корпорации. Первые пять позиций занимают один из лидеров молочной отрасли Беларуси «Савушкин продукт» (12,8 %), а также промышленные бренды – «БелАЗ» (12,6 %), «МТЗ» (10,8 %), «МАЗ» (10,3 %), «Атлант» (9,1 %). В числе представителей легкой и пищевой промышленности белорусами указывались такие флагманы как «Марко» (8,5 %), «Коммунарка» (7,0 %), «Милавица» (6,9 %), «Світанак» (6,6 %), «Белита Витекс» (5,4 %) и «Белвест» (5,0 %). В списке популярных брендов также были отмечены «Брест-Литовский» (4,4 %), «Бабушкина крынка» (4,2 %), «Элема» (4,2 %), «Mark Formelle» (3,8 %), «Купалинка» (3,8 %), «Брестский мясокомбинат» (3,7 %), «Спартак» (3,4 %), «Горизонт» (3,3 %), «Белорусский лён» (3,1 %), «Красный пищевик» (2,7 %), «Беларуськалий» (2,3 %), «Конте Спа» (2,2 %), «Волковысский мясокомбинат» (2,1 %), «Рогачевский МКК» (2,0 %), «Калiнка» (2,0 %).

В группе «другое» (менее 2% упоминаний) перечислено множество представителей отечественного производства. Среди них «GEFEST», «Гродненский мясокомбинат», «Беллакт», «БЛАКИТ», «Молочный Мир», «Санта Бремор», «GOMSELMASH», «Керамин», «Минская марка (Минский молочный завод № 1)», «Березовский мясоконсервный комбинат» и др. Для 23,6 % граждан вопрос о важных отечественных брендах вызвал затруднения (рисунок 2).

Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос
«Как Вы считает каким белорусским брендом можно гордиться?», в %

 

Зафиксированы некоторые отличия в оценках белорусских брендов среди разных социально-демографических групп. Если мужская часть населения чаще выбирает бренд, представляющий тяжелую промышленность, то женская – легкую. Так «БелАЗ» (20,2 %), «МТЗ» (18,2 %), «МАЗ» (16,9 %) и «Атлант» (10,6 %) представляют четверку брендов, о которых с гордостью говорят мужчины страны. А у женщин список выглядит иначе – «Савушкин продукт» (15,4 %), «Милавица» (10,1 %), «Марко» (9,5 %) и «Коммунарка» (8,8 %).

Среди товаров белорусского производства, которым население страны отдает свое предпочтение, лидирующую позицию занимают продукты питания. Эту отрасль отечественного производства выделило большинство белорусов – 89,0 %. На втором месте по выбору респондентов – легкая промышленность, так 40,7 % белорусов предпочитают одежду и обувь отечественного производства, а 27,3 % – косметику. Каждый четвертый житель страны отметил лекарственные средства (25,7 %) и строительные материалы (24,8 %), техника (23,5 %). Далее расположились бытовая химия (16,7 %) и парфюмерия (13,8 %). Другие товары отметили 4,1 % респондентов, тогда как всего 0,6 % сказали, что таковых нет. Затруднились ответить 1,3 % (рисунок 3).

Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос
«Каким товарам белорусского производства Вы отдаете предпочтение?», в %

 

«Зроблена ў Беларусі» – слоган, который граждане нашей страны и стран ближнего зарубежья все чаще встречают в местах продаж. При виде или знакомстве с ним те или иные ассоциации возникают у 93,0 % участников опроса. В первую очередь – это чувство гордости (29,3 %). Широкий спектр положительных образов формируется у каждого четвертого респондента (24,3 %). Отождествляют его с высоким качеством товаров 13,6 % участников опроса. Нейтрально воспринимают данный слоган 9,4 % опрошенных. У 7,6 % граждан страны он ассоциируется с чем-то родным. Ассоциативные ряды дополняются и такими образами, как «конкретный вид продукта» и «радость». Их указали 2,4 % и 2,3 % респондентов соответственно. Другие варианты были отмечены 11,5 % участников опроса. Никаких ассоциаций не возникает у 2,4 % населения, а 8,8 % затруднились ответить на вопрос.

Достижения в разных отраслях народного хозяйства дают белорусам повод гордиться своей страной, а также выступают стимулом к тому, чтобы сделать ее еще богаче и сильнее. Продукция белорусских предприятий привлекает все большее внимание населения, а белорусские товары все прочнее ассоциируются со знаком качества, которое становится национальным брендом Беларуси. Выпуск востребованных и качественных товаров, отвечающих ожиданиям потребителей, позволяет компаниям-производителям быть уверенными в своем будущем, создает имиджевую основу для дальнейшего продвижения товаров.

 

 Центр оперативных исследований