В июле – августе 2024 года Институтом социологии НАН Беларуси проводилось социологическое исследование, посвященное изучению отношения населения к системе общего среднего образования. Опрос проводился во всех областных центрах и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Объем выборочной совокупности составил 900 респондентов. Ошибка выборки ±3,3%.
В условиях стремительных изменений, вызванных технологическими новшествами и глобализацией, вопросы качества школьного образования выходят на первый план. Актуальность обсуждения данной темы определяется необходимостью адаптации системы подготовки кадров к новым реалиям и создания для каждого благоприятных условий в получении достойного образования, способствующего гармоничному развитию личности. Социологическое изучение отношения населения к системе школьного образования является неотъемлемой частью анализа современного образовательного процесса. Оно позволяет не только выявить основные проблемы и направить усилия на их решение, но и сформировать более устойчивую и адаптивную образовательную систему, отвечающую вызовам времени и потребностям общества. В условиях глобальных изменений важно слышать и учитывать мнение всех участников образовательного процесса, чтобы совместными усилиями создать прочный фундамент для развития будущих поколений.
По результатам опроса половина респондентов имеет детей или внуков школьного возраста (50,2 %), то есть вопросы, касающиеся школьного образования, являются для них особо актуальными.
Статус учителя в обществе
Население в целом оценивает социальный статус учителя достаточно позитивно: 40,9 % склоняются к тому, что он высокий (сумма ответов «высокий» и «скорее высокий»), 44,7 % называют его «средним», однако каждый десятый участник опроса (10,4 %) все же уверен, что статус учителя в нашем обществе низкий (сумма ответов «низкий» и «скорее низкий») – рис. 1.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос
«Как бы Вы оценили статус учителя в белорусском обществе?», %
Оценка системы школьного образования в стране
Давая общую оценку системе образования в Беларуси, большинство опрошенных высказались положительно – 72,9 % (сумма ответов «положительно» и «скорее положительно»), каждый пятый указал нейтральную оценку – 21,1 %, всего 4,6 % респондентов видят в системе школьного образования больше отрицательных моментов (сумма ответов «отрицательно» и «скорее отрицательно») – рис. 2.
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете работу системы школьного образования у нас в стране в целом?», %
Согласно результатам опроса, залогом получения качественного образования служит единство усилий ребенка, педагогов и родителей: 78,8 % видят главным фактором успешного образовательного процесса желание самого ребенка учиться, 53,2 % отмечают важность профессионализма педагогов, 45,4 % подчеркивают значимость стремления родителей дать ребенку образование (рис. 3).
Чуть более трети опрошенных называют врожденные способности ребенка (35,6 %), практически четверть указывает на благоприятную для развития способностей среду и возможность ребенка бесплатно посещать кружки и занятия по выбору (23,6 %).
Менее значимыми факторами опрошенные считают уровень образования родителей (16,2 %) и уровень материального благополучия семьи (14,0 %).
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, качество образования ребенка, прежде всего, зависит от: …», %
Оценка учебной нагрузки
По оценкам респондентов, современные школьники испытывают умеренно высокую нагрузку в рамках реализации образовательного процесса (рис. 4). Средняя оценка загруженности обучающихся во время школьных занятий составляет 4,0 балла из 5 возможных, аналогично оценивается их нагрузка в период выполнения домашних заданий (4,0 балла), несколько ниже респонденты оценили занятость школьников в факультативных и культурно-массовых мероприятиях – на 3,5 балла.
Рис. 4. Средние оценки различных параметров системы школьного образования в Республике Беларусь по пятибалльной шкале, % респондентов, оставивших оценку
Родительское участие и роль репетиторов в образовательном процессе
Мнения относительно родительского участия (в том числе финансового) в жизни школы довольно поляризованы: 53,1 % считают, что его необходимо осуществлять, 39,2 % выступают против такого участия, еще 7,7 % затрудняются ответить (рис. 5).
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, должны ли родители участвовать (в том числе финансово) в ремонте и благоустройстве школы?», %
Более половины респондентов, воспитывающих детей школьного возраста, указали, что их ребенок никогда не посещал репетиторов 58,6 %. Необходимость в дополнительных учебных занятиях видят 41,2 % ответивших, которые в настоящее время или ранее прибегали к их услугам для своих детей (рис. 6).
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Посещает ли Ваш ребенок репетиторов или посещал ранее?», % от респондентов, имеющих детей школьного возраста
Главной целью дополнительных занятий родители, чьи дети посещают или посещали репетиторов, считают общую подготовку ребенка, то есть успешное освоение им школьной программы – 75,8 % (рис. 7). С одной стороны, данные ответы свидетельствуют об ответственном отношении родителей к будущему детей и понимании ими ценности системного и планомерного освоения знаний, в отличие от экстренного «натаскивания» к экзаменам. С другой стороны, высокая потребность в дополнительных занятиях по общей подготовке школьников может указывать на необходимость оптимизации самого учебно-воспитательного процесса.
Подготовка к централизованному тестированию является причиной обращения к репетиторам для 18,8 %, подготовка к централизованному экзамену – для 10,2 %, к внутренним вступительным экзаменам в вузе – для 8,1 %.
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Ваш ребенок посещает или посещал репетиторов для: …», % от респондентов, имеющих детей школьного возраста, которые посещают / посещали репетиторов
При этом подготовка к централизованному тестированию является главным стимулом дополнительных учебных занятий среди всех родителей школьников, вне зависимости от того, имеют они к настоящему моменту опыт обращения к репетиторам: 61,9 % планируют найти педагога для помощи ребенку в подготовке к предстоящим формам контроля знаний. Не планируют прибегать к услугам репетиторов даже для подготовки к централизованному тестированию/экзамену 20,4 %, затрудняются в настоящий момент дать ответ на этот вопрос 17,7 % (рис. 8).
Рис.8. Распределение ответов на вопрос «Планируете ли Вы обратиться к репетиторам во время подготовки к централизованному экзамену и тестированию?», % от респондентов, имеющих детей школьного возраста
Отношение к итоговой аттестации и вступительной кампании: подготовка учащихся и система оценивания
Немногим более трети опрошенных считают (36,8 %), что для успешной сдачи централизованного тестирования и экзамена необходимо начинать подготовку до 9 класса. Еще треть (33,9 %) убеждена, что ее оптимально совершать с 9 класса, 17,0 % указывают, что для подготовки достаточно пары лет и можно начать с 10 класса, а лишь 3,2 % утверждают, что можно успешно подготовиться к экзаменам в последний год, то есть с 11 класса (рис. 9).
Рис. 9. Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, когда нужно начинать готовиться к централизованному тестированию и централизованным экзаменам?», %
В отношении расчета итоговых оценок за централизованный экзамен опрошенные преимущественно придерживаются мнения о необходимости фиксированного количества баллов за каждое задание – таких почти половина (48,9 %). При этом практически каждый пятый (19,2 %) считает, что будет справедливо переводить первичные баллы в тестовые, учитывая «стоимость» вопроса, в зависимости от того, как много экзаменуемых ответили на него (правильно или неправильно). Следует отметить, что данный вопрос вызвал затруднения практически у трети опрошенных (31,9 %) – рис. 10.
Рис. 10. Распределение ответов на вопрос «Какая форма расчета итоговых оценок централизованного экзамена Вам кажется наиболее правильной?», %
Большинство респондентов считают, что проводить централизованный экзамен в школе выпускника вполне допустимо – 72,6 % (сумма ответов «да» и «скорее да»), каждый пятый с этим не согласен – 19,3 % (сумма ответов «нет» и «скорее нет»), затрудняются с ответом на данный вопрос 8,1 % (рис. 11).
Рис. 11. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, можно ли в будущем проводить централизованный экзамен непосредственно в школе обучения выпускника?», %
Льготы при поступлении и система поддержки одаренных детей
В направлении предоставления льгот при поступлении в высшие учебные учреждения опрошенные видят «справедливость» скорее в помощи наиболее уязвимым социальным слоям, чем в поощрении наиболее сильных и талантливых (рис. 12). Так, главными претендентами на льготы, по мнению респондентов, должны быть прежде всего дети-сироты (30,3 %), дети из многодетных семей (27,1 %), дети-инвалиды (23,4 %).
Победители областных, республиканских и международных олимпиад и конкурсов заслуживают льгот по мнению 19,0 % участников опроса, золотые медалисты – 14,2 %, отличники – 11,0 %, обучающиеся с хорошей успеваемостью – 2,2 %.
Также респонденты отмечают в качестве претендентов на льготы при поступлении детей из неполных семей (11,2 %), детей из малообеспеченных семей (9,2 %), выпускников сельских школ (6,9 %) и детей из Чернобыльской зоны (2,7 %).
При этом каждый десятый высказался против каких-либо льгот при поступлении (9,9 %), затруднились судить об этом 9,1 %.
Рис. 12. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, какие категории школьников (абитуриентов) должны иметь льготы при поступлении в высшие учебные заведения?», %
Существующую систему государственной поддержки одаренных детей большинство опрошенных оценивают положительно – 81,3 % (сумма ответов «положительно» и «скорее положительно»). Нейтральную оценку дают 9,1 %. Ничего не знают о возможностях государственной поддержки одаренных детей 6,3 %. Отрицательно высказываются лишь 1,2 % участников опроса (рис. 13).
Рис. 13. Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете качество государственной системы поддержки одаренных детей?», %
Отношение к целевой подготовке
Практически единогласно опрошенные поддержали идею увеличения количества мест для целевой подготовки будущих специалистов – 84,8 % (сумма ответов «да» и «скорее да»), противоположного мнения придерживаются 10,3 % (сумма ответов «нет» и «скорее нет») – рис. 14.
Рис. 14. Распределение ответов на вопрос «Поддерживаете ли Вы увеличение количества мест для целевой подготовки будущих специалистов?», %
Отношение к введению обязательной школьной формы
Такая инициатива как введение обязательной школьной формы воспринята опрошенными преимущественно положительно: 67,2 % считают это хорошей идеей (сумма ответов «да» и «скорее да»), 30,9 % относятся отрицательно (сумма ответов «нет» и «скорее нет») – рис. 15.
Рис. 15. Распределение ответов на вопрос «Поддерживаете ли Вы введение обязательной школьной формы?», %
Центр оперативных исследований