Белорусы стали больше доверять государственным СМИ

Директор Института социологии НАН Беларуси кандидат социологических наук, доцент Николай Мысливец рассказал в проекте БЕЛТА «Страна говорит»  о том, что доверие белорусов к государственным СМИ за год возросло на 11%.  Об этом сообщается на портале Белорусского телеграфного агентства «БелТА+».

Н. Л. Мысливец отметил: «Когда мы говорим о социальных сетях, телевидении, радио, печатных СМИ, в целом об информации, мы затрагиваем серьезный глобальный феномен — это перенасыщенная информационная повестка, которая касается нашей повседневной жизни. В таком объеме информации, с таким темпом ее обновления мы сталкиваемся впервые на протяжении нескольких последних лет. И здесь в первую очередь необходимо говорить, комментируя в том числе и распределение мнений, об определенном накоплении информации, знаний, накопления наших практик. Мы переходим в качественно новое состояние, когда с этими большими, значительными объемами информации самой разной нам необходимо научиться работать профессионально, грамотно, компетентно».

Директор Института социологии НАН Беларуси рассказал: «Трансформируются и те методы, практики, которые в своей работе используют наши государственные средства массовой информации. И БЕЛТА, и телевизионные каналы, и печатные издания. В рамках данного временного отрезка необходимо говорить о том, каким образом мы определяем для себя ориентиры и каким образом эти ориентиры будем реализовывать… Что касается таких ориентиров, данные исследований, которые мы проводили, говорят о том, что для современного белорусского читателя, зрителя, безусловно, важна оперативность, аналитичность, грамотность подачи материала. И на этом фоне, в частности, ссылаясь на некоторые другие аспекты, та печатная продукция, с которой имеют дело белорусские читатели: газеты «Беларусь сегодня», «Звязда» и так далее — выступают своего рода в определенной степени элитарным продуктом, который предлагает читателю информацию, осмысленную, аналитически проработанную. И это новый уровень работы с читателями, потребителями информации».

Также он заметил,  что «если со стороны редакции, издателя, журналиста мы имеем дело уже с создателем такого продукта, который на порядок вырос, который может грамотно в этой информации разбираться и преподносить ее читателю, то вопрос сейчас еще в другой стороне — в аудитории, которую нужно ориентировать на продукцию грамотную, осмысленную, содержательную. И движение в этом направлении есть, потому что есть посыл именно на подобного рода информацию. Есть запрос на такую информацию и есть ответ. Мы идем в направлении совершенствования той работы, которую проводят наши государственные средства массовой информации, и мы пытаемся воспитывать нашего читателя, зрителя, слушателя».

Институт социологии НАН Беларуси осуществлял исследования на тему «Факторы и условия повышения доверия населения Беларуси к национальным СМИ». Социологические опросы населения страны проводились в октябре 2021 года и сентябре — октябре 2022 года. Метод исследования — анкетный опрос по месту жительства респондентов. Объект исследования — население Республики Беларусь в возрасте 18 лет и старше. Опрос проводился во всех областных центрах страны, Минске, районных и городских, сельских населенных пунктах.

Среди прочего, респондентам предлагалось ответить на вопрос, каким средствам массовой информации они доверяют в большей степени. Так, доверие к государственным СМИ с 38,4% в 2021 году возросло до 49,6% в 2022-м. Если рассматривать в возрастном разрезе, то государственным СМИ доверяют 73,5% пенсионеров, 42,3% работающих и 32,4% из числа обучающихся респондентов.

Вместе с тем позиции негосударственных СМИ падают — с 12,4% в 2021 году до 6,5% в 2022-м. Практически не изменилось число тех, кто не доверяет никаким СМИ (17,5% — в 2021 году и 19,1% в 2022 году). А вот затруднившихся ответить стало меньше на 7,2%.

Публикация подготовлена на основе материалов БелТА «Мысливец: белорусские госСМИ выходят на новый уровень работы с потребителями информации», «Эксперт: белорусы стали больше доверять государственным СМИ».