Перспективы белорусского промышленного туризма: социологическое прогнозирование

С 2015 года в Республике Беларусь активно развивается промышленный туризм. Промышленный туризм – это организация экскурсионных маршрутов с посещением действующих предприятий легкой, пищевой, машиностроительной, химической и иных отраслей промышленности, позволяющая гражданам и иностранцам «прикоснуться» к процессу производства отечественной продукции. В рамках туров по объектам производства, посетители получают возможность ознакомиться с производственным процессом, примерить на себя роль работника, протестировать продукцию, ознакомиться с корпоративной культурой и историей предприятия. Производственный туризм – важная составляющая социально-экономического развития регионов, а также элемент формирования патриотизма.

Распространение промышленного туризма включает в себя сразу несколько направлений влияния:
– способ продемонстрировать экономический потенциал страны и ее достижения в ключевых областях производства;
– укрепление национального бренда путем популяризации отдельных предприятий;
– возможность для туристов узнать больше о культурном и историческом развитии регионов;
– фактор привлечения инвестиций, развития локального туризма и профориентации молодежи.

С целью изучения туристических предпочтений жителей Республики Беларусь Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси во втором квартале 2024 года проведен телефонный опрос. Исследование проводилось во всех областных городах и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Выборочная совокупность составила 900 респондентов (ошибка выборки ± 3,3 %).

По полученным данным, только треть участников опроса (30,7 %) имеет представление о существовании такого явления, как промышленный туризм, при этом 67,7 % данного представления не имеют. Затруднились с ответом 1,6 % (рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы, что представляет собой промышленный туризм?», %

 

Стоит отметить, что лица с высшим образованием более осведомлены о подобном способе проведения досуга (49,5 %). При этом, информированность мужчин о таком виде туризма немного выше, чем у женщин (35,5 % к 26,7 % соответственно). Также уровень знаний о промышленном туризме выше среди городского населения, чем среди сельского (33,9 % к 19,4 % соответственно).

Более половины опрошенных (58,3 %) высказали заинтересованность в реализации такого вида досуга как промышленный туризм, тогда как более трети (37,5 %) не планируют вовлекаться в данную активность. Затруднились с ответом 4,2 % (рисунок 2). Посещение производственных объектов чаще привлекает респондентов, имеющих общее среднее (62,1 %) или высшее образование (68,4 %), чем среднее специальное (43,9 %), а также молодежь и население пенсионного возраста, чем граждан страны средних лет (63,6 % и 61,7 % к 54,0 % соответственно).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Интересен ли Вам данный вид туризма?», %

 

Среди возможностей, которые предоставляет своим туристам такой вид досуга на объектах промышленности, самым востребованным выступает получение реального представления о специфике производства того или иного продукта (72,8 %). Практически каждый второй участник опроса при осуществлении промышленного туризма стремится узнать историю возникновения и развития предприятия (47,1 %), продегустировать/протестировать продукцию (45,1 %) и увидеть сотрудников в процессе ее производства (43,5 %). Более трети опрошенных намереваются принять непосредственное участие в изготовлении продукции (38,4 %), а также приобрести сувениры (34,3 %). Другие аспекты отметили 0,6 % респондентов. Затруднились ответить 3,8 % (рисунок 3).

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Какие возможности промышленного туризма вас привлекают?», %

 

Абсолютное большинство опрошенных (81,5 %) осведомлены о том, что на территории страны существует возможность посещения ряда предприятий в форме экскурсий. Не слышали о такой услуге 17,8 %. Затруднились ответить 0,7 % (рисунок 4). Стоит отметить, что осведомленность молодежи о возможности посещения объектов промышленности несколько выше (87,0 %), чем у представителей других возрастных групп.

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Известно ли Вам, что некоторые белорусские предприятия можно посетить с экскурсией?», %

 

Согласно полученным результатам, практически каждый пятый участник опроса (17,2 %) хотя бы один раз посещал отечественное предприятие в рамках экскурсии (среди молодежи – 29,0%). Тогда как каждый четвертый (24,3 %) осуществил промышленную туристическую поездку более одного раза. При этом не вовлекались в подобную активность более половины опрошенных (58,5 %), причем сельчане посещали предприятия страны еще реже – 69,5 % (рисунок 5).

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «Посещали ли Вы когда-нибудь экскурсии по белорусским предприятиям?», %

 

Участникам исследования было предложено провести оценку перспектив развития промышленного туризма в Республике Беларусь: достаточный уровень возможностей отмечают 82,0 % участников опроса, недостаточный – 6,5 %. Затруднились ответить 11,5 % (рисунок 6). При этом, молодежь в отношении перспектив настроена более оптимистично, чем люди пенсионного возраста (89,6 % к 77,9 % соответственно).

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос «Как вы считаете, достаточно ли в Беларуси возможностей для развития промышленного туризма?», %

 

В ходе исследования респондентам было предложено назвать отечественные предприятия, которые они могли бы порекомендовать для экскурсионного посещения или хотели бы посетить его сами. Наиболее интересные для осуществления визитов белорусские предприятия смогли указать 66,0 % участников опроса. Среди наиболее востребованных для промышленного туризма предприятий оказались: «Белорусский автомобильный завод (БЕЛАЗ)» (21,8 %), кондитерская фабрика «Коммунарка» (12,3 %), «Минский тракторный завод (МТЗ)» (8,9 %), «Минский автомобильный завод (МАЗ)» (8,3 %) и кондитерская фабрика «Спартак» (3,2 %). Также респондентами были отмечены мясо-молочные комбинаты, стеклозавод «Неман», шахты предприятия «Беларуськалий», «АТЛАНТ», «БЕЛДЖИ», хлебозаводы и предприятия по производству кондитерских изделий, «Белорусский металлургический завод (БМЗ)», «Красный пищевик», «Гомсельмаш», пивоваренная компания «Аливария», «Лидское пиво», «Белшина» и другие. При этом указали, что таковым не может быть ни одно из существующих белорусских предприятий всего 2,6 % участников опроса.

В рамках исследования, участникам опроса было предложено указать, чему может способствовать развитие промышленного туризма в Республике Беларусь. По полученным данным, развитый промышленный туризм укрепляет популярность ключевых брендов предприятий, которые реализуют такой вид досуга (45,1 %). Каждый третий отмечает, что для предприятий, проводящих экскурсии, они выступают дополнительной возможностью привлечения денежных средств (35,6 %), а также мотивируют к труду в данной отрасли новых специалистов (34,1 %) и способствуют росту продаж продукции предприятия в целом (32,1 %). Трое из десяти опрошенных отметили, что посещение отечественных предприятий в роли туристических объектов укрепляет чувство патриотизма населения страны (29,3 %). Другие преимущества отмечаются 5,1 % участников опроса. Затруднились ответить 9,4 % (рисунок 7).

Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос «Чему, прежде всего, должен способствовать промышленный туризм?», %

 

Центр оперативных исследований