Семейные ценности и белорусская культура в социологическом измерении: к республиканскому Дню матери

В мае-июне 2023 года Институт социологии НАН Беларуси провел социологическое исследование, посвященное семейным ценностям и белорусской культуре. Опрос проводился во всех областных центрах и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Объем выборочной совокупности составил 1848 респондентов.

По результатам опроса большинство респондентов (74,9 %) оценивают свою осведомленность об истории семьи как «хорошую», четверть опрошенных (24,4 %) считают, что мало знают о жизни предшествующих поколений и оценивают свою осведомленность как «плохую» (см. рис. 1).

Рис. 1. Оценка респондентами своей осведомленности об истории семьи (%)

 

В топ-5 семейных традиций белорусов входят (см. рис. 2): празднование знаковых семейных торжеств (65,9 %), походы к родственникам (62,7 %), празднование официальных государственных праздников в кругу семьи (48,4 %), празднование религиозных праздников (46,8 %) и совместное проведение досуга (46,2 %).

Рис. 2. Традиции белорусских семей (%)

 

Главным агентом формирования белорусской культуры, по мнению опрошенных, выступает семья (65,2 %) как первая социальная группа, в которой начинает свою социализацию практически каждый индивид. На втором месте с небольшим отрывом расположились учреждения образования (56,0 %), оказывающие организованное и целенаправленное воздействие на формирование личности. На третьем месте собственно учреждения культуры (39,0 %), реализующие комплекс мер по воспроизводству традиций и ценностей (см. рис. 3).

Рис. 3. Агенты формирования белорусской культуры по мнению респондентов (%)