Социальный портрет современной молодежи Беларуси

Ежегодно в последнее воскресенье июня в Беларуси отмечается День молодежи и студенчества. Молодежная политика является приоритетным направлением, за школьниками, студентами, молодыми специалистами – будущее государства. В преддверии основного праздника проводится Неделя молодежи и студенчества. В этом году мероприятия Недели организованы под слоганом «Moladz.by: ценим мир, создаем будущее!».

Представим Вашему вниманию социальный портрет современной белорусской молодежи, включающий такие аспекты как ценностное сознание (в разрезе его ключевых составляющих – патриотизм, образование, здоровье), а также присущий ей набор качеств и эмоциональное состояние. Данный социальный потрет сформирован по результатам республиканских социологических опросов, проведенных Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 2022 году.

 

Качества

Участникам опроса для самооценки был предоставлен набор характеристик, включающий ряд человеческих качеств, потенциально присущих современной молодежи (см. рис. 1). Среди качеств, свойственных молодым людям, лидирующие позиции занимают ответственность (67,5 %), доброта и отзывчивость (62,7 %), дисциплинированность (60,7 %), а также уважение к окружающим людям (59,0 %), чувство юмора (58,3 %), трудолюбие (55,2 %), тактичность и вежливость (54,5 %).

Молодым людям свойственны такие качества как любознательность, жизнерадостность, рассудительность, коммуникабельность, самоуважение, сообразительность и смекалка (диапазон значений от 51,8 % до 48,0 %).

Менее 40 % респондентов отметили группу качеств, которую условно можно назвать «предпринимательская». Она отражает такие черты, как адаптивность (39,8 %), настойчивость и упорство (39,5 %), инициативность (37,1 %), стрессоустойчивость (37,1 %), умение достигать цели (34,0 %), харизматичность (32,8 %), самоорганизованность (32,0 %), изобретательность (25,5 %), предприимчивость (24,3 %) и способность к самоограничению (23,6 %).

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос «Какие качества Вам присущи?»
(в % от числа молодежи)

 

Эмоции

Мир эмоций молодежи очень многообразен. Молодым людям предлагалось охарактеризовать свое эмоциональное состояние по 10-бальной шкале. По результатам полученных ответов было выделено три группы оценок: высокая, включающая диапазон от 7 до 10 баллов; средняя, получившая оценку в 5 и 6 баллов; низкая – представляющая оценки от 1 до 4 включительно.

Высокие оценки получили такие положительные эмоции как счастье, радость, удовлетворенность жизнью, покой, чувство гармонии, что позволяет утверждать о позитивном психоэмоциональном состоянии белорусской молодежи (см. рис. 2). При этом отрицательные эмоции также присутствуют, чаще остальных встречаются стресс и напряжение, одиночество, тревога и страх. Апатия, тоска и скука для представителей молодежи характерны в меньшей степени.

Рисунок 2 – Характеристика эмоционального состояния (в % от числа молодежи)

 

Ценности

Ценности, являясь своеобразным социальным регулятором поведения, играют важную роль в формировании личности. Они характеризуют направленность, содержание и формы выражения поведения. По результатам проведенного опроса была получена иерархия ценностей современной белорусской молодежи (см. рис. 3). Так, самой важной для молодых людей является ценность здоровья (69,4 %), на втором месте – семья (60,2 %), на третьем – родные и близкие (53,5 %). Более половины опрошенных также обозначили для себя значимость материального достатка (51,8 %).

Не менее важными для молодежи выступают друзья и дружба (43,6 %). Любовь и дети как ценность отмечены 41,2 % и 40,7 % респондентами соответственно. Помимо этого, молодыми людьми был обозначен душевный покой и комфорт (39,3 %).

Среди приоритетных ценностей респондентами также были отмечены интересная работа и профессия (32,8 %), знание, образование, познание мира (29,6 %), карьера и профессиональная самореализация (27,7 %). Эти категории условно создают профессионально-образовательную группу ценностей, которая имеет важное значение для определения будущей трудовой активности молодежи.

Далее ценности расположились следующим образом: свобода (22,7 %), самореализация (21,0 %), совесть, честь и достоинство (20,0 %), возможность получать удовольствие и развлекаться (15,7 %), человеколюбие и помощь людям (15,4 %), родина (15,2 %). Несколько реже молодежь обозначает такие ценности как творчество (8,4 %) и секс (7,0 %).

Более основательные социальные ценности – государство, умение довольствоваться малым, религиозная вера, общественное признание и власть – осознаются позднее и получают свое место в ценностной иерархии каждого человека в более зрелом возрасте, однако их формирование происходит в процессе взросления. Данная группа ценностей была отмечена менее чем 10 % молодежи.

Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос «Что для Вас в жизни является наиболее важным?» (в % от числа молодежи)

 

Образование как ценность

Профессиональный и личностный потенциал молодежи во многом формируются институтом образования. Результаты опроса свидетельствуют о том, что образование, будучи качественной характеристикой личности, остается для молодых людей значимой ценностью.

Представим набор характеристик, при помощи которых молодежь может описать ценность образования (см. рис. 4). По мнению большинства участников опроса (62,4 %), образование прежде всего обеспечивает человека профессиональными знаниями и навыками. Каждый второй респондент (49,4 %) значимой характеристикой образования считает развитие способностей и ума. Треть молодых людей (33,3 %) согласны с тем, что образование способствует карьерному росту и повышению социального статуса в обществе. При этом 23,6 % молодежи отметили роль образования в повышении собственного благополучия.

Принципиально новым в условиях современной экономики является высокая конкурентность на рынке труда, что в очередной раз подчеркивает важность получения качественного образования – с этим согласен каждый пятый участник опроса (19,8 %).

По мнению 12,8 % респондентов преимущество образования заключается в том, что оно повышает самооценку, а также делает человека более полезным и эффективным членом общества. Коммуникативную составляющую получения образования, т.е. «формирование определенного круга общения» и «лучшее понимание себя и окружающих, правильное построение отношений с людьми» выбрали 12,5 % и 12,0 % опрошенных соответственно. Значимой позицией является «воспитание нравственных качеств и характера» – ее отметили 12,0 % белорусской молодежи.

Также молодежь указала, что образование воспитывает волю, самоконтроль и помогает справиться с трудными жизненными ситуациями (по 8,4 %), делает человека культурным (5,8 %), развивает инициативу (5,3 %) и способствует творческой самореализации (3,9 %).

Рисунок 4– Распределение ответов на вопрос «В чем главная ценность образования?» (в % от числа молодежи)

 

Патриотизм как ценность

Чувство патриотизма занимает особое место в мировоззрении и политической культуре молодежи, представляя собой важнейшую ценность и основу духовно-нравственного единства общества. Традиционно с понятием патриотизма тесно связана историческая память, проявляющаяся в сохранении и воспроизводстве опыта предшествующих поколений.

По данным опроса 64,6 % молодежи Беларуси считают себя патриотами (см. рис. 5). При этом 15,6 % опрошенных к таковым себя не относит. Каждый пятый представитель белорусской молодежи (19,8 %) затруднился с выбором своей позиции по данному вопросу.

Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом Беларуси? (в % от числа молодежи)

 

Результаты ответа на вопрос «Что для Вас значит быть патриотом Беларуси?» демонстрируют то, как распределились содержательные составляющие патриотизма в оценках белорусской молодежи (см.рис.6).

Рисунок 6 – Распределение ответов на вопрос «Что для Вас значит быть патриотом Беларуси? (в % от числа молодежи)

 

Важными характеристиками патриотизма, по мнению большинства представителей современной молодежи, являются позиции «жить и работать в Беларуси» и «любить белорусскую культуру и язык» (по 40,3 % респондентов соответственно).

Значимыми характеристиками патриотов молодые люди называют активную деятельность на благо республики и уважение государственной символики, истории Беларуси (по 36,9 %), а также готовность в трудные времена защитить свою страну (35,4 %).

Названные составляющие патриотизма дополняются ощущением тесной связи с людьми своей национальности, что отметили 23,5 % респондентов. Каждый пятый (20,0 %) опрошенный придерживается мнения, что соотносить собственные интересы с интересами государства также является немаловажной характеристикой патриотизма. При этом каждый десятый (10,3 %) представитель молодежи затруднился с ответом на данный вопрос.

 

Здоровье как ценность

Здоровый образ жизни, как и образ жизни в целом, в конечном счете определяется самим молодым человеком, его всесторонней сознательной деятельностью. Данные опроса свидетельствуют, что молодежь внимательно относится к вопросу сохранения и укрепления собственного здоровья (см. рис. 7)

Рисунок 7 – Распределение ответов на вопрос «Что Вы предпринимаете для сохранения и укрепления своего здоровья?» (в % от числа молодежи)

 

Среди действий, совершаемых молодежью для укрепления собственного здоровья, на первый план выходит отказ от курения, о чем заявили более половины молодых людей (51,3 %). Также современная молодежь отмечает регулярное прохождение медосмотров (40,2 %), контроль собственного веса (37,3 %) и отказ от алкоголя (37,3 %).

Результаты опроса отражают, что спорт и здоровый образ жизни являются значимой частью жизни молодежи. Так 35,4 % опрошенных стараются больше ходить пешком и совершать прогулки в местах отдыха. Каждый третий представитель молодежи (33,7 %) активно занимается физической культурой, закаливанием организма и старается оптимально сочетать трудовые нагрузки и отдых. Организацию свободного времени с пользой для собственного здоровья, саморазвития и самореализации отмечают 32,3 % молодых людей.

Молодежь также отметила, что обращается к врачу при первых признаках болезни (30,1 %), проявляет интерес к информации по вопросам здоровья (27,7 %), употребляет алкоголь в умеренных количествах (24,8 %) и старается контролировать свое психическое состояние (23,6 %). Реже по сравнению с вышеуказанными характеристиками представители молодежи контролируют артериальное давление (11,6 %) и проходят оздоровление в санаторно-курортных учреждениях (10,4 %). При этом 14,0 % молодых людей признались, что для сохранения и укрепления своего здоровья ничего специально не предпринимают.

Таким образом, белорусская молодежь является носителем перспектив и именно от того, насколько удачно сформированы ее взгляды не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей республики. С учетом запроса молодежи на социальную активность, сопричастность, признание и самореализацию приоритетным направлением государственной молодежной политики видится вовлечение молодых людей в социально значимые инициативы и проекты. Личное участие поспособствует формированию у молодых белорусов ключевых ценностных концептов и установок (миролюбие и добрососедство, самобытность и независимость и др.), которые они в последующем будут отстаивать в повседневной жизни.

 

Екатерина Сахарова, заведующий сектором
информационного обеспечения социологических исследований
Центра оперативных исследований
Института социологии НАН Беларуси