Сотрудниками Центра оперативных исследований Института социологии НАН Беларуси под руководством его заведующего Александра Бельского проведен оперативный онлайн-опрос посетителей XXХI Минской международной книжной выставки-ярмарки. Выбор данного социологического инструмента не случаен – реализация опросов с использованием методики CAPI является эффективным способом оперативного получения среза общественного мнения в режиме реального времени, что значительно сокращает затраты и предоставляет возможность скорого использования результатов заинтересованным лицами. Данным методом было опрошено 355 посетителей выставки-ярмарки.
Интервьюерами выступили как сотрудники Центра, так и студенты-практиканты Белорусского государственного университета и Белорусского государственного экономического университета. Четкая и слаженная работа социологов и практикантов позволила своевременно достичь поставленной исследовательской цели. Так, в ходе опроса были выявлены наиболее перспективные варианты продвижения выставки, изучены мнения и оценки по вопросам ее организации, а также читательские предпочтения посетителей.
Результаты проведенного исследования показали, что информацию о проведении выставки-ярмарки практически каждый второй посетитель получил от друзей, родственников, а также коллег по работе и учебе (46,5 %). Эффективной в 2024 году оказалась реклама мероприятия посредством сети Интернет: посетители узнали о нем благодаря сайтам и порталам (29,4 %), социальным сетям и мессенджерам (10,9 %). Несколько реже о выставке респонденты узнавали посредством наружной рекламы (6,9 %), непосредственно от издательств (6,3 %), а также из печатной прессы (5,6 %).
При ответе на вопрос «Сколько раз Вы уже посещали Минскую международную книжную выставку-ярмарку?» 43,9 % участников опроса отметили, что посещают ее регулярно, каждый четвертый (27,6 %) указал, что был на нескольких выставках, однако 28,5 % опрошенных оказались на выставке впервые.
В качестве мотивов посещения книжной выставки-ярмарки респонденты называют прежде всего возможность узнать о книжных новинках (47,6 %), приобрести книги по низкой (издательской) цене (39,2 %) и получить информацию о действующих издательствах (31,0 %). Значимыми аспектами для участников опроса являются посещение специальной программы выставки-ярмарки (19,7 %), а также приобретение книг в подарок и возможность встречи с друзьями (13,0 %), шанс встретиться с конкретным автором, подписать книгу (11,0 %).
Абсолютное большинство участников опроса (93,8 %) в период проведения ярмарки планируют приобрести книги. Половина опрошенных собирается купить художественные книги (52,7 %), почти каждый четвертый (24,5 %) планирует потратить денежные средства на исторические, а практически пятая часть посетителей ярмарки – на научно-популярную литературу (18,9 %) и книги для детей и подростков (17,2 %). Также посетители выразили желание приобрести на выставке учебно-образовательные (9,9 %), психологические (9,6 %), публицистические (6,8 %) и религиозные (5,4 %) книги.
При покупке новых книг 67,3 % участников опроса предпочитают опираться на свой читательский опыт и вкус. Посетители выставки также руководствуются рекомендациями друзей, родственников и коллег (26,5 %), популярностью самой книги (16,1 %), мнением книжных блогеров и критиков (14,9 %), дизайном книги (14,1 %), ее стоимостью (12,4 %), советами преподавателей (5,9 %) и продавцов-консультантов в книжном магазине (5,6 %).
Абсолютное большинство участников опроса (87,0 %) предпочитает книги в печатном формате, электронные книги выбирают только 6,8 % респондентов, аудиокниги – 2,8 %.
Наиболее интересными для себя авторами участники выставки назвали А. Пушкина, М. Булгакова, а также Ф. Достоевского. Среди произведений были отмечены «Мастер и Маргарита», «Война и Мир», «Евгений Онегин», «Преступление и наказание». Также ответившие указывали Библию. Стоит отметить, что книг А.С. Пушкина посетители мероприятия сходу вспомнить не смогли. Тройку наиболее популярных белорусских авторов возглавил В. Короткевич, В. Быков и Я. Колас. Далее расположились И. Шамякин и Я. Купала. Среди наиболее интересных произведений респонденты отметили «Каласы пад сярпом тваім», «Дзікае паляванне караля Стаха», «Новая зямля», «Людзі на балоце» и «Сэрца на далоні».
Центр оперативных исследований