Социологические исследования туризма – явление относительно новое. Гораздо чаще мы сталкиваемся с анализом туризма, как объекта экономической деятельности или механизма межкультурной коммуникации. Однако, при применении социологической оптики можно увидеть уникальные особенности туристических практик, зафиксировать важнейшие формы образования и воспроизводства социальной структуры общества, обретения социальной солидарности. Социологи все чаще отмечают, что развитие и функционирование туризма напрямую связано с его социальной функцией, с особой системой смыслов, которыми наделяют путешествия социальные акторы. Все это способствует формированию социальных институтов и порядков интеракции. В связи с этим актуализируется необходимость сравнительного изучения туризма в рамках конкретных социогеографических и культурных сред (межстрановый подход, кросс-культурный анализ) с учетом глобальных геополитических изменений и рисков.
Исходя из вышесказанного становится очевидно, что изучение сферы туризма сегодня крайне актуально для любого общества. Туризм играет важную роль в формировании внутреннего валового продукта, взаимодействия представителей различных народов, сохранения национальных культур, межкультурной коммуникации, развитии регионов и их инфраструктур. Все протекающие в обществе процессы отражаются на туризме через изменение туристического пространства, влияние на туристическую экономику, интенсивность и направленность туристических потоков и др. [1].
Отличительной чертой современного туризма является его социальная направленность. Развитие туриндустрии в последние годы происходит быстрыми темпами. Обогащение человеческого интеллекта, мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных отношений становятся необходимым условием воспроизводства общества. Человек, путешествуя по стране и миру, познает новое, что приводит к перестройке механизмов социокультурной идентификации личности [2].
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси ежегодно осуществляет замеры туристических предпочтений белорусов. Представим сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в 2021-2022 гг. во всех областных центрах Республики Беларусь и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Объем выборочных совокупностей 1051 и 1000 респондентов (ошибка выборки ±3,0 и ±3,1% соответственно). Метод исследований: телефонный опрос на основе компьютеризированной системы CATI ASSO, которая позволяет осуществлять отбор респондентов в любом регионе страны, проводить тщательный контроль за ходом исследования, проверять результативность любого звонка.
Данные демонстрируют динамику изменения туристических практик граждан нашей страны после активной фазы пандемии COVID-19, которая существенно трансформировала некоторые устоявшиеся направления.
Результаты исследования показали, что 75,6% респондентов cчитают путешествия важной частью своей жизни, при этом наблюдается тенденция к самоорганизации собственного отдыха с его преобладанием на открытых природных пространствах (рис. 1).
Рисунок 1.Распределение ответов на вопрос:
«Как Вы предпочитаете организовывать свой туристический отдых?», в %.
По сравнению с 2021 годом значительно возросло количество людей, предпочитающих на период своего отдыха остаться на ночлег у друзей и знакомых (рис. 2). Это может быть связано с изменениями условий, определяющих данный выбор. Так, в 2021 году преобладали опасения относительно распространения пандемии COVID-19 и, в целях обезопасить своих родных и близких, выбор делался в пользу арендуемых помещений. Тогда как в условиях 2022-го года на туристические практики белорусов стали оказывать влияние новые внешнеполитические факторы, что ограничило возможности выездного туризма, расширило сферу внутреннего и обусловило выбор в пользу поиска места ночлега у знакомых людей и родственников, проживающих на территории страны. При этом актуальность пандемии COVID-19 значительно снизилась.
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос:
«В каких местах Вы обычно проживаете во время путешествий?», в %.
Семейный отдых в Республике Беларусь является приоритетным коллективным типом рекреационных практик, что свидетельствует преемственности поколений и преобладании традиционных ценностей (рис. 3).
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос:
«С кем Вы предпочитаете путешествовать?», в %.
Туристическая сфера Республики Беларусь функционирует вне зависимости от сезона. В стране присутствуют самые разные направления туризма, в том числе промышленный, оздоровительный, медицинский, образовательный, что соответствует запросам граждан (рис. 4).
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос:
«С какой целью Вы путешествуете по Беларуси?», в %.
Российская Федерация является ведущим для белорусов направлением планирования внешних туристических маршрутов. В качестве приоритетных для посещения стран опрошенные также отмечали Турцию, Польшу, Грузию и другие (рис. 5).
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос:
«Какие страны Вы собираетесь посетить в 2022 г.?», в %.
Среди регионов Российской Федерации наиболее популярными являются крупнейшие исторические, культурные и рекреационные центры: Санкт-Петербург, Москва, Сочи (рис. 6).
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Какие регионы Российской Федерации Вы рассматриваете в качестве мест для туристического отдыха в 2022 г.?», в %.
В Беларуси с целью развития внутреннего туризма во всех регионах страны, проектирования новых туристических направлений и решения противоречий данной сферы действует Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Беларуси. Члены Совета обращают внимание на вызванные пандемией качественные трансформации туристических практик белорусов. По этому поводу заместитель премьер-министра Игорь Петришенко отметил, что «на фоне аспектов, связанных с COVID-19, мы увидели, что внутренний туризм активизировался, люди стали больше ездить по стране. Инфраструктура у нас хорошая, она подтягивается под потребности наших граждан. Все сделано для комфорта туристов» [3], что соответствует итогам проведенного исследования (рис. 7).
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «Как повлияли ограничения в связи с распространением COVID-19 на Ваши планы на отпуск в 2022 году?», в %.
Результаты исследования подтверждают слова вице-премьера – Республика Беларусь действительно рассматривается населением страны как привлекательный объект с точки зрения наличия туристического потенциала (рис. 8).
Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос: «Рассматриваете ли Вы Беларусь как потенциальное место для Вашего отдыха?», в %.
В прошлом году государственный список историко-культурных ценностей пополнился 15 новыми объектами наследия. Он насчитывает более 5 тыс. пунктов. Это места притяжения для белорусов и гостей страны. При этом, среди наиболее интересных мероприятий для посещения опрошенные отмечают исторические мероприятия, реконструкции, а также фестивали музыки и музыкальные конкурсы (рис. 9).
Рисунок 9. Распределение ответов на вопрос:
«Какие мероприятия Вам больше всего интересны?», в % (2022 г.).
В исследовании было уделено внимание топонимическим репрезентациям патриотических символов. Ряд объектов, маркируемых в качестве исторического и национального достояния белорусской нации, претендует на звание потенциальных «визитных карточек» нашей страны (рис. 10). Лидирующую позицию, согласно ответам респондентов, заняла «Брестская крепость», что свидетельствует об особом восприятии травматичного опыта Великой Отечественной войны в памяти белорусов. В языке культурсоциологии общепризнанным термином, объясняющим символическую наполненность географических топосов является концепция «мест памяти» П. Нора. Их главная роль – символическая. Они призваны создавать представления общества о самом себе [4]. Очевидно, что нацизм оставил на нашей земле не одно напоминание о себе в виде таких «мест памяти» и они ещё долго будут иметь свою высокую значимость для гостей и граждан республики. В связи с этим Генеральная прокуратура совместно с Министерством образования провели масштабную работу по созданию в музеях 315 экспозиций, посвященных теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны [5].
Рисунок 10. Распределение ответов на вопрос: «По вашему мнению, какой туристический объект может считаться визитной карточкой Беларуси?», представлен ТОП-5 в %, (2022 г.).
Сфера туризма довольно динамично изменяется и характер ее развития зависит от множества факторов. Учет причин отказа респондентов от выбора того или иного туристического направления помогает выявить противоречия этого развития и крайне важен для дальнейшего стимулирования притока новых туристов. Ряд аспектов, которые, на взгляд респондентов, иногда снижают туристическую привлекательность Беларуси, можно наблюдать на представленном графике (рис. 11).
Рисунок 11. Распределение ответов на вопрос: «Почему Вы не рассматриваете Беларусь как потенциальное место для Вашего отдыха?», на вопрос отвечали респонденты, которые не рассматривают Беларусь как потенциальное место для отдыха, в % (2022 г.).
В то же время значительная часть опрошенных как в 2021, так и в 2022 году отметили необходимость качественной реставрации и восстановления культурно-исторических памятников, развития рекреационной инфраструктуры городов, а также расширение туристических маршрутов и увеличение количества тематических фестивалей и праздников (рис. 12).
Рисунок 12. Распределение ответов на вопрос: «Какие меры, по Вашему мнению, могут повысить туристическую привлекательность Беларуси?» в %.
В качестве приоритетных направлений развития туристической сферы Беларуси респондентами отмечается необходимость развития бюджетных сфер отдыха, увеличение туристических объектов и улучшение качества обслуживания на уже существующих объектах (рис. 13).
Рисунок 13. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, в каком направлении должна развиваться сфера туризма в нашей стране?», в %.
Согласно данным исследования, наиболее привлекательными городами для внутреннего туризма выступают Минск, Брест, Гродно, Витебск, Гомель. В целом наблюдается тенденция к выделению городов «традиционно маркированных» в качестве концентрации объектов коллективной памяти (рис. 14).
Рисунок 14. Облако тегов к ответам на вопрос: «Какие города и регионы Беларуси Вы посещали с туристическими целями во время последнего путешествия?»,
в % (2022 г.).
Респонденты указали, что среди туристических направлений Беларуси своим друзьям, родственникам и коллегам они, вероятнее всего, порекомендовали бы посетить Беловежскую пущу, Брест, Несвиж, Браславские озера, Брестскую крепость (рис. 15).
Рисунок 15. Распределение ответов на вопрос: «Какое место в Беларуси Вы бы порекомендовали для посещения своим друзьям, родственникам, коллегами?», в % (2022 г.).
Спросом пользуется и оздоровительный туризм «Даже в период пандемии наши здравницы заполнялись примерно на 70%. В текущем году здравницы заполнены под 90%, а в летний сезон даже больше. Мы совершенствуем материально-техническую базу. Люди с удовольствием приезжают в наши здравницы, потому что получают широчайший комплекс услуг. Активно развивается не только оздоровительный, но и медицинский туризм, люди очень активно едут, потому что их устраивают ценовые и качественные параметры, эффективность очень высокая. Туристическое сарафанное радио работает», – обратил внимание Игорь Петришенко в ходе заседания Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров [6].
Сказанное подтверждается данными исследования. Так, наиболее перспективными видами внутреннего туризма белорусы считают лечебно-оздоровительный, спортивный, аграрный и экотуризм, а также военно-исторический и культурно-образовательный (рис. 16).
Рисунок 16. Распределение ответов на вопрос: «Какие виды туризма, на ваш взгляд, наиболее перспективны для развития внутреннего туризма?», в %.
Не теряет актуальности тенденция к цифровизации информационного поля Беларуси – основным источником информации о туристических маршрутах для белорусов выступают интернет-ресурсы (рис. 17).
Рисунок 17. Распределение ответов на вопрос: «Из каких источников Вы получаете информацию о туристических объектах (маршрутах) в Беларуси», в %.
Справочно: Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров – совещательный орган, на площадке которого совместно с представителями госорганов, общественных объединений, ассоциаций, субъектов туриндустрии рассматриваются и обсуждаются различные предложения, связанные с деятельностью в сфере туризма, принимаются стратегические решения по развитию и поддержке туристической отрасли в стране. Для решения задач совета созданы рабочие группы по видам туризма: агроэкотуризма, гастрономического, культурно-познавательного, промышленного и другие. Всего на данный момент в рамках МЭКСа действуют 17 рабочих групп.
Вадим Кашпар,
младший научный сотрудник сектора информационного обеспечения
социологических исследований Центра оперативных исследований
Института социологии Национальной академии наук Беларуси
[1] Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 384 с., С. 8.
[2] Дусенко С. В. Социология туризма: социально-культурный аспект [Электронный ресурс] / С.В. Дусенко // Cервис – №4. – 2011. – Режим доступа:: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-turizma-sotsialno-kulturnyy-aspekt – Дата доступа: 10.04.2023.
[3] Там же.
[4] Нора П. Проблематика мест памяти / П. Нора // Франция-память. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета – 1999. – С. 17-50.
[5] Петришенко: в Беларуси активизировался внутренний туризм, развиваем разные направления во всех регионах [Электронный ресурс] // БЕЛТА — Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА. – Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/petrishenko-v-belarusi-aktivizirovalsja-vnutrennij-turizm-razvivaem-raznye-napravlenija-vo-vseh-557210-2023/ – Дата доступа: 07.04.2023.
[6] Там же.