Туристические предпочтения белорусов

Во втором квартале 2024 года Институтом социологии НАН Беларуси было осуществлено социологическое исследование, посвященное предпочтениям населения в сфере отдыха и путешествий. Телефонный опрос был проведен во всех областных центрах и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Объем выборочной совокупности составил 900 респондентов. Ошибка выборки ±3,3%.

Отдых и путешествия являются значимой частью жизни для большинства белорусов – 71,9 % (сумма ответов «да» и «скорее да»), при этом четверть опрошенных придерживаются противоположного мнения – 25,3 % (сумма ответов «нет» и «скорее нет») – рис. 1.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы отдых/путешествия важной частью вашей жизни?», %

 

Наиболее распространенной среди опрошенных формой проведения досуга является отдых на природе (42,6 %). Около трети участников опроса предпочитают отдых на даче (35,9 %), а также рыбалку, охоту или сбор грибов/ягод (32,1 %). Трое из десяти опрошенных посещают исторические памятники, музеи, выставки (29,9 %), четверть – отдыхает на пляже (26,7 %) или предпочитает природные достопримечательности – заказники, заповедники, экотропы (24,1 %), каждый пятый – уделяет время посещению храмов, монастырей и других религиозных мест (22,3 %). Менее популярны среди белорусов поездки на культурные и спортивные мероприятия (17,9 %), а также активный отдых (15,2 %), особенно такие его экстремальные виды, как руфинг или прыжки с парашютом (7,4 %) – рис. 2.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы предпочитаете отдыхать?», %

 

Выбирая туристический формат отдыха, две трети опрошенных белорусов (65,5 %) предпочитают самостоятельно заниматься его организацией, 22,6 % обращаются к специализированным туристическим агентствам, а 11,9 % опрошенных не выбрали ничего из предложенного, что может свидетельствовать как о делегировании организации отдыха другим лицам (друзьям, родственникам), так и об отсутствии туристического отдыха вовсе (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Как Вы предпочитаете отдыхать?», %

 

Во время путешествий участники опроса чаще всего останавливаются у родственников, друзей, знакомых или снимают номер в гостинице/отеле – по 29,5 %. Арендованную квартиру или дом выбирают 17,5 %, в кемпинге останавливаются 15,0 %, в санатории – 13,2 %, проживание на туристической базе практикуют 7,0 %, хостелы предпочитают 3,4 % участников опроса. Несмотря на то, что в лидирующие позиции входит условно «бесплатный» вариант размещения (у родственников, друзей, знакомых), другие бюджетные варианты (хостелы, турбазы) распространены среди путешественников гораздо реже. Данное обстоятельство во многом объясняется стремлением путешественников найти баланс между стоимостью проживания и бытовым комфортом: они скорее предпочтут переплатить за размещение в гостинице или отеле, чем остановиться в хостеле (рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «В каких местах Вы обычно проживаете во время путешествий?», %

 

В приоритете для белорусов семейные путешествия (76,9 %). Также достаточно распространены путешествия в компании друзей (28,8 %). В одиночку предпочитают отправляться в поездки 9,9 %, коллегу по работе или учебе в качестве компаньона для путешествий готовы выбрать лишь 5,8 % (рис. 5).

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «С кем Вы предпочитаете путешествовать?», %

 

Большинство опрошенных в текущем году не планируют во время своего отпуска или выходных дней выезд за границу – 84,3 %. О намерении сделать это высказались лишь 13,0 % (рис. 6.)

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Планируете ли Вы во время своего отпуска/выходных дней в этом году выезд за границу?», %

 

Среди тех, кто собирается в этом году отправиться в путешествие за границу, выделяются топ-3 приоритетных направлений: со значительным отрывом лидирует Российская Федерация (44,3 %) как наиболее доступное в транспортном и финансовом отношении направление, затем следует Турция (15,1 %) и Египет (7,1 %) как типичные представители отдыха в формате «all inclusive» (рис. 7).

Рис. 7. Топ-3 ответов на вопрос «Какие страны Вы собираетесь посетить?», % от респондентов, планирующих путешествие за границу в этом году

 

В отношении отдыха на территории родной страны население настроено максимально позитивно: подавляющее большинство опрошенных рассматривает Беларусь в качестве места для своего отдыха – 92,6 %. Однако есть и те, кто имеет противоположное мнение – 5,5 % (рис. 8).

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос «Рассматриваете ли Вы Беларусь как место для Вашего отдыха?», %

 

Основным источником информации о туристических объектах и маршрутах Беларуси для участников опроса выступают интернет-сайты – 60,9 %. Востребованными также являются личные контакты (28,8 %), телевидение (24,4 %) и социальные сети (17,6 %). Наименее популярны у респондентов газеты и журналы (8,0 %), телеграм-каналы, мессенджеры (7,3 %) и радио (5,2 %). При этом 6,4 % опрошенных не интересуются такой информацией вовсе – рис. 9.

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос «Из каких источников Вы получаете информацию о туристических объектах (маршрутах) в Беларуси», %

 

По частоте путешествий в пределах Беларуси респонденты разделились на относительно равные сегменты: 27,1 % путешествуют по стране несколько раз в год, 23,9 % делают это один раз в год, 20,6 % – реже одного раза, а 28,4 % не путешествуют вовсе (рис. 10).

Рис. 10. Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы путешествуете по Беларуси?», %

 

Каждого второго из тех, кто практикует путешествия по Беларуси, привлекает посещение исторических и культурных мест (53,3 %). Участники опроса также отдают предпочтение визитам на малую Родину (39,1 %) и на такие природные объекты, как заповедники, леса, озера (38,7 %). Каждый пятый путешествует с целью посещения мероприятий, фестивалей, выставок (19,8 %) и лечения/оздоровления (19,6 %). Поездки к местам религиозных святынь выбирают 15,0 % ответивших, рабочие командировки отмечают 9,2 % (рис. 11).

Рис. 11. Распределение ответов на вопрос «С какой целью Вы путешествуете по Беларуси?», % респондентов, практикующих путешествия по стране

 

Респонденты, практикующие путешествия по Беларуси, активно интересуются различными культурно-массовыми мероприятиями. Больше всего путешественников привлекают фестивали музыки и музыкальные конкурсы (41,1 %), практически не уступают им по популярности исторические мероприятия, реконструкции (39,0 %) и национальные праздники (37,2 %). Также у участников опроса востребованы ярмарки (32,2 %) и спортивные события (28,3 %) – рис. 12.

Рис. 12. Распределение ответов на вопрос «Какие мероприятия Вам больше всего интересны?», % респондентов, практикующих путешествия по стране

 

В топ-5 городов, которые жители страны посещали с туристическими целями в последнее путешествие, входят: Минск – 20,6 %, Брест – 19,5 %, Гродно – 15,3 %, Витебск – 8,6 % и Мир – 8,2 % (рис. 13).

Рис. 13. Топ-5 ответов на вопрос «Какие города и регионы Беларуси Вы посещали с туристическими целями во время последнего путешествия?», % респондентов, практикующих путешествия по стране

 

Топ-5 направлений для путешествий по стране в текущем году выглядит следующим образом: Брест – 9,2 %, Витебск – 8,2 %, Минск – 7,1 %, Гродно – 6,7 % и Гомель – 3,5 % (рис. 14). При этом, 35,0 % тех, кто время от времени отправляется в туристические поездки по Беларуси, не планируют путешествовать в 2024 году вовсе.

Рис. 14. Топ-5 ответов на вопрос «Какие города и регионы Беларуси Вы планируете посетить с туристическими целями в 2024 году?», % респондентов, практикующих путешествия по стране

 

В качестве рекомендации к посещению для друзей, знакомых или коллег опрошенные чаще всего отмечали Гродно (11,5 %), Несвиж (11,4 %), город Брест в целом (11,1 %) и Брестскую крепость в частности (10,1 %). Также в топ-10 рекомендаций попали Мир (9,6 %), Браславские озера (9,5 %), Минск (8,6 %), Нарочь (8,4 %), Беловежская пуща (6,6 %) и Витебск (3,7 %) – рис. 15.

Рис. 15. Топ-10 ответов на вопрос «Какое место в Беларуси Вы бы порекомендовали для посещения своим друзьям, родственникам, коллегам?», %

 

Обращает на себя внимание тот факт, что суммарно Брест и его достопримечательности (Брестская крепость, Беловежская пуща) набирают 27,8 %, что фактически позволяет говорить о лидерстве Брестского региона среди рекомендованных направлений.

В топ-10 туристических объектов, которые опрошенные считают визитной карточкой Беларуси, лидирующие позиции занимают Мирский замок (16,8 %), Брестская крепость (13,8 %) и Несвижский замок (12,0 %). Также 9,3 % участников опроса посчитали, что визитной карточкой Беларуси можно считать ее столицу (9,3 %) или город Несвиж (8,3 %). Вместе с ними респонденты обозначили такую природную достопримечательность Беларуси, как Беловежская пуща (7,4 %). Кроме того, в топ-10 вошли Мир (5,7 %), Гродно (4,5%), Брест (3,8 %), Хатынь (3,6 %) – рис. 16.

Рис. 16. Топ-10 ответов на вопрос «По вашему мнению, какой туристический объект (город, музей, замок и т.д.) может считаться визитной карточкой Беларуси?», %

 

Здесь следует подчеркнуть, что туристическая привлекательность мест и направлений не всегда напрямую связана с размером населенного пункта, концентрацией исторических памятников и развлечений – опрошенные демонстрируют разнообразные туристические предпочтения в зависимости от ситуации выбора, что указывает на возможность развития туристического потенциала в самых разных направлениях.

Участники опроса достаточно высоко оценивают привлекательность различных аспектов внутреннего туризма. Так, средняя оценка привлекательности достопримечательностей и туристических маршрутов (музеев, памятников архитектуры) составляет 4,47 балла из 5 возможных. Качество спортивно-оздоровительного сервиса, включающего качество услуг в санаториях, спортивных комплексах, оценивается на 4,45 балла. Объектами проживания (гостиницами, хостелами) опрошенные удовлетворены в среднем на 4,23 балла. Качество информации о туристических услугах и маршрутах оценивается на 4,18 балла. Средняя оценка уровня развития точек общественного питания, таких как кафе, закусочные, рестораны, составляет 4,15 балла. Развитость транспортной инфраструктуры (дорожной сети) объектов проживания оценивается в среднем на 4,08 балла (рис. 17).

Рис. 17.  Средние оценки привлекательности различных аспектов туризма в Беларуси по пятибалльной шкале, % респондентов, оставивших оценку

 

В целом население позитивно оценивает динамику развития сферы внутреннего туризма за последние два–три года. Большинство опрошенных отмечают позитивные изменения в данной сфере – 71,4 % (сумма ответов «улучшилась» и «скорее улучшилась»), 11,2 % считают, что все осталось по-прежнему, лишь 3,1 % указывают на ухудшения (сумма ответов «ухудшилась» и «скорее ухудшилась») – рис. 18.

Рис. 18.  Распределение ответов на вопрос «Как, по Вашему мнению, изменилась за последние два-три года сфера внутреннего туризма в Республике Беларусь?», %

 

Самым перспективным направлением развития внутреннего туризма белорусы считают лечебно-оздоровительный туризм с посещением санаториев и профилакториев: данное мнение лидирует со значительным отрывом, который отметил каждый второй опрошенный (51,5 %).

Также значительная доля респондентов видит перспективу развития в агроэкотуризме с посещением усадеб и природных объектов (29,3 %), культурно-образовательном туризме, основанном на знакомстве с объектами исторической ценности, музеями (26,5 %), военно-историческом туризме с посещением мест сражений, памятников Великой отечественной войны (25,7 %) и спортивном туризме, предполагающем всевозможные походы и посещение горнолыжных комплексов (23,8 %).

Несколько ниже опрошенные оценивают перспективу развития пляжного туризма с проживанием в кемпингах и рыбалкой (17,0 %), событийного туризма с посещением фестивалей, концертов, ярмарок и спортивных мероприятий (15,3 %), религиозного туризма с выездом к святыням и местам паломничества (13,2 %) и промышленного туризма, связанного с экскурсиями на заводы, фабрики и ТЭЦ (9,6 %) – рис. 19.

Рис. 19. Распределение ответов на вопрос «Какие виды туризма, на Ваш взгляд, наиболее перспективны для развития внутреннего туризма?», %

 

Следует отметить, что ответы на вопросы, затрагивающие реальный туристический опыт опрошенных, и ответы на прожективные вопросы несколько отличаются. Так, например, выбирая в качестве самого перспективного вида внутреннего туризма лечебно-оздоровительный, в реальной практике путешествий по Беларуси лишь 13,2 % имели опыт проживания в санаториях (рис. 4). Также обращает на себя внимание тот факт, что основной целью поездок по стране для респондентов, практикующих такие путешествия (рис. 11), является посещение историко-культурных мест, однако в перечне перспективных направлений развития внутреннего туризма культурно-образовательный туризм выходит только на третью позицию.

По мнению опрошенных, основным направлением совершенствования сферы внутреннего туризма является увеличение бюджетных (экономически доступных) вариантов отдыха – так считают 42,7 %.

Также значимыми факторами, способствующими развитию внутреннего туризма, респонденты считают активное продвижение необходимой информации в СМИ (29,7 %) и улучшение качества обслуживания на существующих туристических объектах (24,8 %) – рис. 20.

Рис. 20. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, в каком направлении должна развиваться сфера туризма в нашей стране?», %

 

Несколько реже участники опроса указывали на необходимость увеличения количества самих туристических объектов (19,9 %) и развития туризма, ориентированного на использование местной, региональной специфики (17,0 %).

 

Центр оперативных исследований