Здоровье, семья и любовь. Социолог рассказал о ценностях белорусской молодежи

В преддверии Дня молодежи и студенчества, который отмечается в последнее воскресенье июня, мы решили подискутировать о том, какое оно – нынешнее молодое поколение. Что важно для парней и девушек, рожденных в 1990–2000-х? К чему они стремятся в жизни? Разделяют ли идеалы своих родителей? Чтобы составить портрет молодого белоруса, обратились к заместителю директора по научной и инновационной работе Института социологии Национальной академии наук Беларуси кандидату социологических наук Николаю Сухотскому.

– Те, кто вырос в советское время, часто любят вздыхать: «А вот мы в наши годы…» Очевидно, сравнение не в пользу молодых. Каковы основные жизненные стратегии и установки зумеров? Каких ценностей они придерживаются?

– Важнейшая устойчивая характеристика молодого поколения – это жизнерадостность. В целом молодежи присущи оптимистичные ожидания и позитивное социальное самочувствие. Подавляющее большинство парней и девушек устраивает их жизнь. Однако их принципы все более отделяются от идеалов, сформированных в советский период, и включают в себя ценности индивидуализма, свойственные рыночной социально-экономической системе. На первый план выходят материальные ценности, деловые качества и положение в обществе. Мерилом жизненного успеха считается финансовое благополучие, возможность покупать то, что хочется и нравится, распоряжаться собственным имуществом, свободно выбирать род занятий и место жительства. Среди своих главных качеств участники опроса, проведенного в 2022 году, выделили дисциплини­рованность, ответственность, чувство юмора, доброту, отзывчивость, уважение к окружающим людям, трудолюбие. Любопытно, что предприимчивость, организованность и способность к самоограничению назвало не так много респондентов. При этом молодежь во многих опросах, которые проводились ранее, часто говорила о том, что открыть свое дело – одно из главных стремлений. Как видим, реальность (отсутствие предприимчивости) и желания (свой бизнес) не всегда совпадают. Кроме того, весной 2023-го в ходе опроса выяснилось, что наиболее важными считаются три ценности: здоровье (75,4 процента), семья (61,6) и любовь (52,6).

Среди прочих приоритетов – материально обеспеченная жизнь (49,5 процента), дети (47,4), интересная профессия, работа (43,4), дружба (41,8). Как заметное социальное явление в молодежной среде отмечаем постепенное снижение религиозности. Да, есть безусловное уважение к Церкви и чужим убеждениям, но в целом молодежь малорелигиозна. Еще один интересный вывод, к которому мы пришли: несмотря на популярность блогеров, белорусской молодежи не свойственно стремление к известности.

Полный текст статьи на портале «СБ — Беларусь сегодня»