Белорусы пересмотрели свои взгляды на отдых: результаты социологического исследования

Питающие надежды на летний отдых за рубежом туристы полностью разделяют слова классика: «Каб любiць Беларусь нашу мiлую, трэба ў розных краях пабываць…» У тех, кто предпочитает далеко не отъезжать от дома, другой стихотворный ориентир: «Мой родны кут, як ты мне мiлы!.. Забыць цябе не маю сiлы!» Данные статистического исследования «Туристические предпочтения населения Беларуси», проведенного в преддверии отпускного сезона специалистами Института социологии Национальной академии наук, однозначно свидетельствуют о том, что предпочитающих заграничным вояжам отдых на родине, в Беларуси, с каждым годом все больше. Но это не значит, что требования к внутреннему туризму ниже, чем к выездному.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Меня удручает тот факт, что у нас в Беларуси не знают Беларусь, особенно молодежь. Они хорошо ориентируются в Эмиратах, Черногории, Турции или Барселоне, а Беларуси не знают. А мест прекрасных предостаточно. Поэтому я бы попросил: все-таки не надо стремиться куда-то полететь с тремя-четырьмя пересадками. Но коль кто-то уж купил билеты или кто-то хочет, мы запретить не можем (на совещании по вопросам сотрудничества с Россией, 1 июня 2021 года).

 

На природе и с семьей

Кто хорошо работает, тот должен хорошо отдыхать. Многое, впрочем, зависит от обстоятельств: если в 2020‑м отдых и путешествия важной частью жизни считали 87,7 процента опрошенных, то в 2022‑м — 75,3 процента, а в нынешнем — 73,7 процента респондентов.

— Для индустрии туризма стресс-тестом стал ковид, — комментирует результаты опроса заместитель директора по научной и инновационной работе Института социологии НАН Беларуси Николай Сухотский. — Люди очень хотели путешествовать, и это стремление отражают цифры за 2021 год. А дальше мы видим стабилизацию цифр.

Большинство представляют свой отдых в полном либо частичном единении с природой: 45,1 процента просто релаксируют вдали от шума и пыли, 39,2 процента совмещают релакс с собиранием грибов, ягод либо охотой и рыбалкой, а 31,5 процента отдаются дачным заботам. Желающих посещать памятники истории, искать спасения от зноя на отечественных пляжах и наносить визиты в заказники и заповедники меньше: 28,9, 25,1 и 22,5 процента соответственно. Далее по убывающей следуют активный отдых и занятия спортом, посещение культурных и спортивных мероприятий, а также экстремальный отдых.

Почти три четверти путешественников предпочитают совершать вояжи вместе с семьей, чуть более трети — в компании друзей, 11,7 процента — одиночки, а коллег по учебе или работе зовут в спутники всего 7,4 процента опрошенных.

 

Остаемся дома, но с оговорками

Стремление жителей Беларуси непременно раз в год выбраться к теплому морю, в экзотическую страну либо экскурсионную поездку к раскрученным достопримечательностям в последние годы поугасло. Лишь 13,1 процента респондентов планируют в этом году выбраться за границу, причем почти половина из них не намерена выезжать дальше России (см. инфографику). Представители турбизнеса, очевидно, могут возразить, что виноваты в этом как последствия пандемийных ограничений, так и внешнеполитическая ситуация, санкции и т.п. Но как бы то ни было, имеем то, что имеем.

В то же время, подчеркивают авторы исследования, за три последних года увеличилось количество людей, рассматривающих Беларусь как место для отдыха (с 84,5 процента в 2021‑м до 91,7 процента в 2023‑м). Количество тех, кто не хочет отдыхать рядом с домом, снизилось при этом с 12,7 до 7,3 процента.

Почему некоторые соотечественники не рассматривают Беларусь как место для отдыха? Среди ответов на первом месте высокая стоимость проживания, услуг, передвижения и т.д. (37,2 процента), далее — недостаточное количество интересных и привлекательных для отдыха мест (15,9 процента), мало информации о туристических маршрутах и объектах (13 процентов), низкое качество гостевого сервиса (6,9 процента), плохое транспортное сообщение (4,2 процента), плохая проработка туристических маршрутов (1,4 процента). С этими мнениями согласны, но лишь частично, те, кто работает в сфере организованного внутреннего туризма. К примеру, устроители корпоративных и сборных туров серьезных проблем с транспортной доступностью и логистикой не испытывают.

— Наши автобусы спокойно добираются до всех объектов, включенных в программы экскурсий, — огорчает придирчивых путешественников заместитель генерального директора по туризму УП «Беларустурист» Елена Паршуто.— По крайней мере жалоб на состояние дорог от экскурсоводов, которые сопровождают группы в поездках, нет. К историко-культурным объектам подъезды хорошие. Если мы говорим о какой-нибудь агроусадьбе, расположенной в глуши, то там, может быть, и не надо прокладывать асфальт для пропуска автобуса туристического класса. У каждого объекта своя специфика.

По мнению эксперта, подъезд к значимым туристическим объектам стал лучше примерно десять лет назад, когда наша страна готовилась к проведению чемпионата мира по хоккею 2014 года. Тогда же появилось много объектов придорожной инфраструктуры, которые верой и правдой служат туристам по сей день. А вот к небольшим населенным пунктам есть претензии.

— Хотелось бы, чтобы активнее развивался сервис в районных центрах и мелких населенных пунктах, — говорит Елена Паршуто. — Во-первых, надо, чтобы там были туалеты, работающие с утра до позднего вечера. Во-вторых, кафе и рестораны нередко закрыты на проведение свадеб, поминок или дней рождения, и тогда нашим туристам негде перекусить.  Важно также, чтобы объекты общепита работали не до 17:00, а хотя бы до 22:00. Автобус ведь может сломаться и приехать к месту приема пищи не в 15:00, а, скажем, в 18:00. Так что тема кофейно-питейных заведений и туалетов в туризме по-прежнему актуальна.

 

Предпочтения и пожелания

Поклонники внутреннего туризма путешествуют по Беларуси с целью посетить места, связанные с историей и культурой (41,3 процента опрошенных), на втором месте по популярности родственные визиты и посещение малой родины (39,7 процента), на третьем — посещение природных объектов (36,3 процента). За ними следуют лечение и оздоровление, посещение фестивалей, выставок, визиты к религиозным святыням.

Охотнее всего наши туристы готовы посещать фестивали музыки и музыкальные конкурсы, ярмарки, исторические мероприятия с реконструкциями давних событий, национальные праздники.

Своим друзьям, родственникам и коллегам заядлые путешественники по Беларуси в нынешнем году готовы порекомендовать прежде всего Брест, Браславские озера и Несвиж, вслед за этими объектами следуют Минск, Гродно, Брестская крепость, Мир, Беловежская пуща, Нарочь и Витебск. Что касается звания «визитная карточка Беларуси», то согласно результатам исследования на первом месте — Мирский замок, на втором — Брестская крепость, на третьем — Несвижский замок. В топ-10 также вошли Минск, Несвиж, Беловежская пуща, Брест, Хатынь, Гродно и Мир.

Поделились респонденты и мнением относительно того, какие направления наиболее перспективны для развития внутреннего туризма.

На первом месте лечебно-оздоровительный туризм (48,8 процента от числа опрошенных, путешествующих по Беларуси), на втором — военно-исторический туризм (посещение мест сражений, памятников Великой Отечественной войны и др. — 28,3 процента), на третьем — агроэкотуризм (26,6 процента).

Туристическую привлекательность нашей страны, полагают респонденты, могут повысить (по убывающей) реставрация и восстановление культурно-исторических памятников, организация праздников, фестивалей и тематических дней в регионах, развитие инфраструктуры (кафе, гостиницы и т.д.), увеличение числа информационных материалов (путеводители, брошюры), расширение сети туристических и экскурсионных маршрутов, развитие транспортного сообщения и др. Как говорится, руководителям отрасли на заметку.

Александр НЕСТЕРОВ

 

Более подробно на сайте «СБ — Беларусь сегодня»