Туристический сезон — 2023: предпочтения белорусов

С целью изучения туристических предпочтений жителей Республики Беларусь Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси 24 мая – 7 июня 2023 года проведен телефонный опрос. Исследование проводилось во всех областных городах и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Выборочная совокупность составила 900 респондентов (ошибка выборки ±3,3 %).

Подавляющее большинство участников опроса (91,7%) рассматривает Республику Беларусь в качестве привлекательного места для своего отдыха. Всего 7,3% респондентов полагают иначе. Затруднились с ответом – 1,0%.

Отвечая на вопрос о причинах, ставших определяющими в оценке Беларуси как неподходящего места для отдыха, респонденты называли высокую стоимость проживания, передвижения и иных туристических услуг (37,2%), малое количество интересных и привлекательных мест для отдыха (15,9%), недостаток информации о туристических маршрутах и объектах (13,0%), низкое качество гостевого сервиса (6,9%), недостаточное транспортное сообщение (4,2%), плохо проработанные туристические маршруты (1,4%). Затруднились с ответом 10,9% опрошенных. Вариант «Другое» выбрали 36,4% участников опроса, в числе которого наиболее часто обращали внимание на состояние собственного здоровья, затрудняющее организацию путешествий, отсутствие выхода к морю, нестабильный климат, финансовые возможности.

Более половины опрошенных (62,1%) отметили, что для них основным источником информирования о туристических объектах и маршрутах в Беларуси выступают интернет-ресурсы. На информацию, полученную через личные контакты, опираются 29,7% респондентов. Каждый четвертый опрошенный узнает о туристических маршрутах посредством телевидения (25,3%). Социальные сети стали источником информации о туризме для 18,3% респондентов, тогда как из газет и журналов ее получают 12,4%. Мессенджеры и их источники содержат необходимые туристам данные в 7,8% случаев. К различным тематическим программам радиостанций обращаются 7,0% участников опроса. Незначительное количество опрошенных выбрали варианты «Другое» (2,5%), «Не интересуюсь такой информацией» (1,7%) и «Затрудняюсь ответить» (1,0%).

Согласно имеющимся данным, каждый второй белорус ведет активный туристический образ жизни и путешествует по стране ежегодно (26,5%), а зачастую и не один раз в год (29,3%). Реже подобную туристическую активность проявляют 23,7% опрошенных. Не путешествует по Беларуси примерно каждый пятый житель республики (20,6%).

В качестве цели своих путешествий по Беларуси 41,3% опрошенных назвали посещение исторических и культурных мест, практически столько же респондентов путешествуют по республике, посещая с визитом своих родственников и малую Родину (39,7%). Более трети опрошенных (36,3%) обозначили целью своих путешествий посещение природных объектов страны. Для лечения или оздоровления планируют туристические маршруты 19,2% белорусов. Фестивальные мероприятия и выставки привлекают в путешествиях 18,6% респондентов. Религиозные святыни являются целью туризма для 13,6% участников опроса, тогда как рабочие поездки являются основной его целью для 11,0%. Вариант «Другое» выбрали 4,7% опрошенных.

Отвечая на вопрос о мероприятиях, которые являются для них приоритетными, 39,6% опрошенных указали музыкальные фестивали и конкурсы. Ярмарки привлекательны для 36,2% граждан страны, исторические мероприятия и реконструкции вызывают интерес у 34,1% участников опроса, национальные праздники – у 26,5%. Спортивные события пользуются популярностью у 22,7% белорусов, принявших участие в исследовании. Вариант «Ничего из перечисленного» выбрали 4,8% респондентов, «Другое» – 3,2%.

Десятью самыми популярными городами Беларуси, которые граждане страны посетили с туристическими целями во время последнего путешествия, выступили Брест (23,2%), Минск (22,1%), Гродно (12,2%), Несвиж (9,2%), Витебск (8,6%), Мир (6,2%), Могилев (5,7%), Гомель (5,2%), Полоцк (4,5%), Браслав (4,3%). Другие города также указывались респондентами, но их частота упоминания находилась скорее в пределах статистической погрешности. Вариант «Другое» (менее 1,0% упоминаний) обозначен 23,4% опрошенных. Затруднились с ответом 8,0% участников опроса.

Незначительно разнится ситуация в отношении планов населения на посещение белорусских городов в 2023 году. Брест планируют посетить 10,7% опрошенных, Минск – 9,9%, Гродно – 7,7%, Витебск – 6,5%, Гомель – 4,9%, а также ряд городов страны, обладающий более низкой популярностью у туристов. Вариант «Другое» (менее 1,0% упоминаний) выбрали 13,0% респондентов, затруднились с ответом 28,8%. Каждый четвертый участник опроса (25,7%) заявил, что не планирует путешествовать.

Отвечая на вопрос о мерах, которые необходимо предпринять для повышения туристической привлекательности Беларуси, респонденты чаще всего отмечали актуальность реставрационных работ по восстановлению культурно-исторических памятников (31,0%). Организацию праздников, фестивалей, тематических дней в регионах считают необходимой 26,1% участников опроса, развитие инфраструктуры (кафе, гостиниц и проч.) – 25,8%, увеличение числа информационных материалов о регионе (брошюры, путеводители) – 25,1%. Расширение сети туристических и экскурсионных маршрутов указали 23,8% опрошенных. Необходимость развития транспортного сообщения отметили 23,1%. На повышении качества представляемых услуг настаивают 21,5% ответивших. Наличия сувенирной продукции недостает 13,6% белорусов. Затруднились с ответом 12,2%, вариант «Другое» выбрали 9,5%.

Как показало исследование, белорусы в целом положительно оценивают развитие туристической инфраструктуры в нашей стране.

Высоко жителями республики оценивается привлекательность таких туристических достопримечательностей как музеи и архитектурные памятники. Максимальные баллы им выставили 41,4% (четыре балла) и 38,4% (пять баллов) опрошенных. Ниже (три балла) оценивают развитие данной инфраструктуры 9,0% белорусов. Незначительное количество участников опроса поставило низкие оценки: два балла – 1,5%, один балл – 0,6%. Не смогли оценить позицию 9,1% опрошенных.

Более неоднозначное мнение сложилось у белорусов относительно развитости спортивно-оздоровительного сервиса в стране – не смогли дать оценку 28,8% респондентов. Высокими баллами его развитие оценивают 34,8% (пять баллов) и 27,2% (четыре балла) опрошенных. Среднюю оценку (три балла) выставили 7,8% респондентов. Низкие оценки были отмечены меньшинством опрошенных: два балла – 1,1%, один балл – 0,3%.

Относительно информации о туристических маршрутах и услугах было получено следующее распределение: на пять баллов данную инфраструктуру оценивают 34,3% опрошенных, на четыре – 29,4%, на три – 18,6%. Всего 4,0% респондентов считают, что полнота информации о туристических маршрутах заслуживает оценки в два балла и только 1,1% поставили низшую из возможных оценку. Не смогли оценить позицию 12,6% опрошенных.

В отношении транспортной инфраструктуры были высказаны следующие мнения: 24,1% респондентов оценивают уровень развития этой сферы в пять баллов, 35,1% – в четыре балла, 19,3% – в три. На два балла транспортное сообщение оценивают 2,2% участников опроса, на один – 1,1%. Не определились с оценкой 18,0% опрошенных белорусов.

Высказываясь о развитости сетей кафе, закусочных и ресторанов, большинство опрошенных выбирало оценки пять (23,3%) и четыре балла (42,8%). На три балла оценили инфраструктуру питания 14,5% опрошенных, на два балла – 2,4, на один – 2,3%. Не смогли оценить по пятибалльной шкале – 14,7%.

Несколько ниже белорусы оценивают объекты проживания на период отдыха. Гостиничные комплексы и хостелы на высокие баллы (пять и четыре) оценили 17,9% и 32,0% опрошенных соответственно. Три балла поставили 12,4% граждан, два балла – 1,6%, один – 0,4%. Не смогли поставить оценку 35,8% респондентов.

По мнению большей части населения страны, сфера внутреннего туризма за последние несколько лет улучшилась – так считают в совокупности 65,3% опрошенных (вариант ответа включает позиции «улучшилась» и «скорее улучшилась»). О том, что она не изменилась, заявили 15,8% респондентов. На ухудшение указывают 3,6%. Затруднились с ответом 15,3% участников опроса.

Наиболее привлекательными и достойными того, чтобы порекомендовать их своим друзьям и знакомым, белорусы считают следующие города и достопримечательности: Брест (13,7%), Браславские озера (12,1%), Несвиж (11,5%), Минск (10,9%), Гродно (10,8%), Брестская крепость (9,2%), Мир (8,8%), Беловежская пуща (8,7%), Нарочь (8,3%) и ряд городов, которые отметили менее 5% опрошенных. Вариант ответа «Другое» (менее 1,0% упоминаний) выбрали 28,7% опрошенных. Затруднились с ответом 18,2% респондентов.

По мнению 48,8% опрошенных белорусов наиболее перспективной сферой развития внутреннего туризма является лечебно-оздоровительная (санатории, профилактории и т.п.). Далее варианты ответов распределились следующим образом: военно-исторический туризм считают перспективной сферой 28,3% опрошенных, агроэкотуризм – 26,6%, спортивный туризм – 26,2%, культурно-образовательный (посещение объектов посещение объектов историко-культурной ценности, музеев) – 24,8%, пляжный туризм (кемпинги, рыбалка и проч.) – 19,8%, событийный туризм (фестивали, концерты, ярмарки) – 14,6%, религиозный туризм (посещение религиозных святынь, паломничества) – 12,4%, промышленный туризм (посещение заводов, фабрик, ТЭЦ и т.д.) – 8,3%. Затруднились с ответом 7,1%, выбрали вариант «Другое» – 1,4% участников исследования.

Отвечая на вопрос о том, в каком направлении должна развиваться сфера туризма в Беларуси, большинство граждан страны делают акцент на увеличении бюджетных (экономически доступных) вариантов отдыха (46,3%). Продвижение в средствах массовой информации считают перспективным направлением развития 31,8% респондентов. В то же время, 26,9% опрошенных полагают, что на существующих туристических объектах необходимо усовершенствовать качество обслуживания. Считают, что необходимо увеличить количество туристических объектов 22,2%. Выступают за развитие регионального туризма 17,1% белорусов. Затруднились с ответом 11,1% опрошенных, вариант «Другое» выбрали 2,8%.

В рейтинге топографических «визитных карточек», по мнению белорусов, верх одерживает Мирский замок (22,7%). На втором месте Брестская крепость (12,9%), на третьем – Несвижский замок (12,5%). Далее идут следующие города и достопримечательности: Минск (9,9%), Несвиж (7,8%), Брест (6,6%), Беловежская пуща (6,6%). Иные варианты ответов набрали не более 5,0%. Вариант «Другое» выбрали 11,5%. Затруднились с ответом 24,5% опрошенных.

Согласно имеющимся данным, 76,9% респондентов в течение последних пяти лет отдыхали в белорусских санаториях и лишь 23,1% граждан не имели удовольствия почтить присутствием данные учреждения.

При этом, у абсолютного большинства посетивших санатории белорусов остались положительные впечатления от такого вида отдыха (97,7%) и лишь у 2,3% остался негативный осадок.

Большинство опрошенных, отдыхавших в белорусских санаториях, посчитали качество предоставляемых там услуг соответствующим их стоимости (76,1%). Остались не удовлетворены соотношением цены и качества 16,1% участников опроса. Затруднились с ответом 7,8%.

В рамках опроса респондентам, отдыхавшим в течение последних 5-ти лет в белорусских санаториях, было предложено указать улучшения, которые они бы хотели привнести в их работу. Результаты выстроились следующим образом: разнообразие культурно-массовых мероприятий (11,7%), снижение цен (11,6%), повышение качества питания (8,4%) и обслуживания (5,7%), улучшение спортивного инвентаря (5,5%), расширение перечня процедур (5,2%), более современный ремонт (4,7%), качество предоставления медицинских услуг (4,5%), улучшение медицинской базы (3,7%), увеличение числа бесплатных процедур (1,9%), обновление оборудования (1,6%) и санаторной базы (1,4%), расширение инфраструктуры для молодежи (1,3%), обновление санаторной инфраструктуры в целом (1,2%). Вариант «Другое» (менее 1,0% упоминаний) выбрали 11,8% опрошенных. Затруднились с ответом 31,5%. При этом, 7,6% участников опроса считают, что в улучшениях нет необходимости.

Рейтинг белорусских санаториев по мнению опрошенных, за последние 5 лет отдыхавших в них, выглядит следующим образом: Нарочь (12,5%), Радон (10,4%), Ружанский (4,5%), Белая Вежа (4,3%) Приозерный (3,9%), Рассвет-Любань (2,8%), Приднепровский (2,8%), Белая Русь (2,7%), Буг (2,4%), Озерный (2,3%), Сосновый бор (2,1%), Белорусочка (2,0%), Альфа Радон (1,4%), Энергетик (1,2%), Криница (1,2%), Детский реабилитационно-оздоровительный центр «Колос» (1,2%), Берестье (1,2%), Плисса (1,1%), Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» (1,0%), Лесная поляна (1,0%). Вариант ответа «Другое» (менее 1,0% упоминаний) выбрали 14,2% опрошенных. Затруднились с ответом 40,1%.

 

Вадим Кашпар,
младший научный сотрудник сектора информационного обеспечения
социологических исследований Центра оперативных исследований
Института социологии Национальной академии наук Беларуси